Round Table in Memoriam Eduard Izrailevich Kolchinsky
Table of contents
Share
QR
Metrics
Round Table in Memoriam Eduard Izrailevich Kolchinsky
Annotation
PII
S020596060018959-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Anna Fedorova 
Affiliation: S.I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology of the RAS, St. Petersburg Branch
Address: Russian Federation, St. Petersburg, Universitetskaya Embankment 5
Pages
193-199
Abstract

           

Received
28.03.2022
Date of publication
28.03.2022
Number of purchasers
13
Views
629
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2022
1 Два года минуло со дня, когда не стало Эдуарда Израилевича Колчинского – выдающегося ученого, директора Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН (1995–2015), заведующего сектором истории эволюционной теории и экологии (1998–2020), основателя и главного редактора журнала «Историко-биологические исследования». 16 сентября 2021 г., когда Эдуарду Израилевичу исполнилось бы 77 лет, в СПбФ ИИЕТ РАН прошел круглый стол, посвященный его жизни и творчеству. В главном конференц-зале института и на виртуальной платформе ZOOM собрались его родные, коллеги и ученики со всех уголков России и мира. Вместе они постарались по-новому взглянуть на вклад ученого в историю науки, поделились воспоминаниями о многолетнем тесном сотрудничестве с ним.
2 Открывая круглый стол, директор СПбФ ИИЕТ РАН Н. А. Ащеулова подчеркнула, что именно в стенах нашего учреждения Эдуард Израилевич прошел долгий путь от аспиранта до директора. Член-корреспондент РАН Ю. М. Батурин в приветственном слове от имени московских коллег поблагодарил присутствующих за память и уважение к выдающемуся философу и историку науки, без которого немыслима история института. Директор ИИЕТ РАН и сопредседатель круглого стола Р. А. Фандо в первую очередь напомнил собравшимся о веселом характере и искрометных шутках Эдуарда Израилевича, который был бы рад, если бы мероприятие в его честь прошло в жизнерадостном и познавательном ключе. В завершение вступительной части Ащеулова поблагодарила семью ученого за огромную помощь в подготовке памятного мероприятия.
3 Перед началом заявленных докладов слушателям было представлено приветственное письмо председателя Международного общества Георга Вильгельма Стеллера А.-Э. Хинцше. Она не только отметила ключевую роль Эдуарда Израилевича в развитии многолетнего российско-немецкого научного сотрудничества, но и выразила благодарность за его неизменно теплое отношение к своим коллегам и друзьям.
4 Первый из докладов для круглого стола был подготовлен А. И. Ермолаевым (СПбФ ИИЕТ РАН), более 15 лет проработавшим под руководством Э. И. Колчинского в секторе истории эволюционной теории и экологии, а потому близко знакомого с успехами и научным наследием ученого. В докладе были представлены вехи научной биографии Колчинского, названы имена его учителей, обозначены ключевые работы, было рассказано о преподавательской деятельности. Как верно было отмечено в заключении, весь круглый стол стал зримым отражением тех научных контактов, развитие которых ставил своей целью Эдуард Израилевич.
5 Подтверждением этих слов стал доклад о многолетнем сотрудничестве с Колчинским действительного члена Международной академии наук, экс-президента Международной академии истории науки Э. Кноблоха. По его воспоминаниям, первая их встреча состоялась более 20 лет назад, в октябре 1999 г., когда Санкт-Петербургский филиал ИИЕТ принимал в своих стенах делегацию немецких коллег. Одним из ключевых результатов немецко-российского взаимодействия того периода стала командировка Колчинского в Берлин. В дальнейшем общение ученых переросло в многолетнюю переписку, наиболее активный период которой пришелся на 2015–2017 гг. В презентации к докладу Кноблох представил деловую переписку немецких и российских ученых за 1998–2000 гг. (в том числе и с Колчинским), являющуюся важным историко-научным источником.
6 В следующем докладе, сделанном Р. А. Фандо, речь шла об исследованиях влияния социально-политических изменений XX в. на ход развития науки. Как отметил докладчик, разносторонность научных интересов Колчинского выразилась в многочисленных коммеморативных работах и тематических конференциях по истории науки в годы Первой и Второй мировых войн, Октябрьской и Февральской революций, репрессий. Именно он стал идеологом ряда коллективных монографий по указанным историческим периодам развития науки. Ученый не только сам утверждал авторов статей, но также детально прорабатывал структуру монографий, объединял разрозненные темы исследований, редактировал тексты. Описывая вклад Колчинского в исследование истории и современного этапа развития отечественной науки, Фандо подчеркнул выдающуюся научную и личную смелость Эдуарда Израилевича. Эта смелость не только позволяла ему находить ресурсы и возможности для научной работы в самых непростых ситуациях, но также звучала в его критике реформ Академии наук, в оценках нынешнего положения российских ученых.
7 Вкладу Колчинского в изучение лысенковщины, отдельных ее проявлений был посвящен доклад американского историка науки Д. Винера (Аризонский университет). По его мнению, в ходе исследований судеб отечественных ученых-лысенковцев Колчинский показал себя не только как историк, но и как тонкий психолог, философ, сумевший раскрыть предпосылки их ключевых поступков и решений. Т. И. Ульянкина (ИИЕТ РАН) с неожиданной стороны рассмотрела творчество Колчинского, описав его вклад в изучение русской научной эмиграции. Несмотря на то что эта проблематика не была ведущей в работе ученого, он принимал активное участие в работе Второго конгресса соотечественников (7–12 сентября 1992 г.). Благодаря его помощи и экспертизе вышли в свет работы, освещающие творчество русских ученых за рубежом, в том числе монография Ульянкиной, посвященная известному зоологу Михаилу Михайловичу Новикову.
8 Неоценимый вклад профессора Колчинского в развитие русско-французского научного сотрудничества был в полной мере раскрыт давним его другом и коллегой Ж.-К. Дюпоном (Пикардийский университет им. Жюля Верна). Начиная с 2009 г. ученый активно включился в ряд совместных проектов по изучению русско-французских научных контактов в области наук о жизни. Результатом этой плодотворной работы стал выход трех монографий1, написанных под руководством Колчинского и Дюпона.
1. History of the Neurosciences in France and Russia: From Charcot and Sechenov to IBRO / J.-G. Barbara, J.-C. Dupont, I. Sirotkina (eds.). Paris: Hermann, 2011; Russian-French Links in Biology and Medicine / J.-G. Barbara, J.-C. Dupont, E. I. Kolchinsky, M. V. Loskutova (eds.). St. Petersburg: Nestor-Historia, 2012; Biologie et médicine en France et en Russie. Histoires croiséees (fin XVIIIe – XXe sciècle). Biology and Medicine in France and Russia. Entangled Histories (Late 18th – 20th Century) / J.-C. Dupont, J.-G. Barbara, E. Kolchinsky, M. Loskutova (eds.). Paris: Hermann, 2016.
9 Опыт взаимодействия с японскими коллегами во время двух поездок Колчинского в Японию обобщили Х. Ичикава (Хиросимский университет) и Х. Сайто (Токийский технологический институт). В докладе и презентации были представлены воспоминания и фотографии участников симпозиумов «Война, холодная война, наука и техника» (Хиросима, 1–2 октября 2005 г.) и «Пересматривая лысенковщину» (Токио, 5 февраля 2012 г.). Доклады Колчинского во время обеих поездок не только были высоко оценены коллегами, но и послужили поворотной точкой в пересмотре результатов лысенковщины в японской научной литературе.
10 Вклад Колчинского в историографию эволюционной биологии был рассмотрен Г. Левитом (Йенский университет Фридриха Шиллера), который сосредоточил внимание на противопоставлении интернализма и экстернализма в работах ученого. По мнению докладчика, одним из важнейших достижений Колчинского следует считать историографический анализ развития синтетической теории эволюции в Германии и СССР, что позволяет проследить предпосылки развития сходных научных идей в государствах, диаметрально противоположных по социально-политической системе, культурному укладу.
11 В докладе В. П. Макаренко (ЮФУ) творчество Колчинского оценивалось с позиции истории идей и их влияния на развитие научной мысли на постсоветском пространстве. Так, по убеждению докладчика, монография «Наука и кризисы»2 стала отправной точкой для переоценки долгой истории взаимоотношений науки и власти как частного проявления идеи «рабства». Факты, собранные в этой и других работах ученого, позволяют воссоздать фон развития науки и ее институтов как в исторической перспективе, так и в настоящее время.
2. Наука и кризисы. Историко-сравнительные очерки / Ред.-сост. Э. И. Колчинский. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003.
12 О многолетней истории сотрудничества Колчинского с Библиотекой РАН рассказал бывший директор, а ныне научный руководитель библиотеки В. П. Леонов. Начало этому взаимодействию было положено в 1988 г., когда после разрушительного пожара в библиотеке Эдуард Израилевич принял активное участие в восстановлении ее фонда. Благодаря его активной «пропаганде» многие видные деятели науки приняли участие в акции по спасению библиотечных книг. В дальнейшем на протяжении 28 лет Колчинский нередко оказывал помощь в комплектовании фондов БАН, подборе подписных изданий, подготовке совместных научных проектов библиотеки и ИИЕТ РАН.
13 Президент Сербского общества истории науки А. Петрович в своих воспоминаниях о работе с Колчинским подчеркнул активность ученого, проявлявшуюся не только в научных свершениях, но и в личных контактах. Эта энергия вместе с широкими познаниями в истории и философии науки позволила ему стать центром международных связей историков науки. Сербские ученые, ставшие слушателями лекций Колчинского в Белградском университете, в своих отзывах описывали его как уникального исследователя, совмещающего восточно- и западноевропейские традиции науковедения.
14 Предваряя научный доклад об эволюции отношений Т. Д. Лысенко и Н. И. Вавилова, С. Е. Резник (независимый исследователь) отметил, что именно интерес к этой теме послужил основой для его многолетней дружбы с Эдуардом Израилевичем, который всегда был готов протянуть руку помощи и поделиться собственными открытиями и умозаключениями. Благодаря длительной работе в архивах, Колчинскому удалось открыть ряд ключевых фактов и заново воссоздать контекст советской эпохи, оказавший непосредственное влияние на сложные отношения между Лысенко и Вавиловым.
15 Доклад директора Института истории естественных наук Китайской академии наук Чжана Байчуня был сосредоточен на истории длительных контактов Колчинского с китайскими историками. Начиная с 2005 г. Эдуард Израилевич семь раз посещал Китай, в частности, он читал курсы лекций в Пекинском университете, способствовал переводу работ китайских науковедов на русский язык3, участвовал в работе международных конгрессов по истории науки в Китае. В среде китайских ученых он получил известность не только как крупнейший исследователь, но также как дальновидный руководитель и настоящий космополит от истории науки.
3. Ли Чэнчжи. Развитие китайских космических технологий / Ред. Бао Оу, Хан Ихуа, Ю. М. Батурин и др. СПб.: Нестор-История, 2013.
16 А. Л. Рижинашвили, сменившая Колчинского на посту руководителя сектора истории эволюционной теории и экологии, обратилась к началу научной карьеры ученого, интересы которого в тот период сконцентрировались на вопросах эволюции биосферы. Именно это направление он считал приоритетным для отечественных исследователей в конце 1970-х гг. В изучении факторов и движущих сил эволюции ученый проявил себя как футуролог, увидевший в исторических этапах развития биосферы возможности для предвидения будущего.
17 В докладе Е. А. Ростовцева (СПбГУ) были раскрыты тесные контакты Колчинского с его альма-матер – философским факультетом ЛГУ, с преподавателями и учеными СПбГУ. Несмотря на то что история университета не была основным направлением его исследований, тем не менее он стал для ученого важным объектом изучения как с точки зрения социального контекста развития науки в России, так и в рамках анализа стадий институционализации отечественной науки.
18 Директор Санкт-Петербургского филиала Института океанологии РАН А. А. Родионов указал в своем докладе на сферу научной деятельности Колчинского, несколько отличающуюся от основной: изучение военно-морского флота от момента его создания в Российской империи и до настоящих дней. После перестройки, в тяжелые для страны годы, ученый с энтузиазмом взялся за подготовку статей об истории отечественного флота4. Описывая вклад ученых Академии наук в развитие кораблестроения и мореплавания в России, он подчеркивал значимость общекультурного и интеллектуального уровня мореплавателей и инженеров для успехов в создании и сохранении отечественного флота как в прошлые столетия, так и в современности.
4. Наука Санкт-Петербурга и морская мощь России: сборник / Авт.-сост. А. А. Родионов, СПб.: Наука, 2001.
19 Завершением научной части круглого стола стала презентация двух книг, в написании которых ученый принял непосредственное участие. Ю. М. Батурин представил вниманию участников трехтомник «Вихревая динамика развития науки и техники», изданный в 2017–2019 гг.5 Всего Эдуард Израилевич подготовил для этого издания пять глав, три из которых были написаны им лично, а две – в соавторстве. Рассказывая о создании монографии, Батурин проиллюстрировал все ключевые вехи его подготовки, от задумки до публикации, личной перепиской с Колчинским, который не только с воодушевлением принял идею книги, но также активно включился в обсуждение ее концепции и в написание текста, демонстрируя при этом потрясающую работоспособность и широкий научный кругозор.
5. Вихревая динамика развития науки и техники. Россия / СССР. Первая половина ХХ века: в 2 т. / Отв. ред. Ю. М. Батурин. М.: ИИЕТ РАН; Саратов: Амирит, 2018. Т. 1: Турбулентная история науки и техники; Вихревая динамика развития науки и техники. Россия / СССР. Первая половина ХХ века: в 2 т. / Отв. ред. Ю. М. Батурин. М.: ИИЕТ РАН; Саратов: Амирит, 2018. Т. 2: Экстремальный режим развития науки и техники; Вихревая динамика развития науки и техники. СССР / Россия / Отв. ред. Ю. М. Батурин. М.: ИИЕТ РАН; Саратов: Амирит, 2019. Т. 3: Самоорганизация, турбулентный переход и диссипация.
20 Книга «Самоорганизация российской науки в годы кризиса: 1917– 1922»6 стала последней, уже посмертной монографией Колчинского. Написанная в соавторстве с Е. Ф. Синельниковой, книга представляет собой глубокий анализ форм диалога и взаимодействия ученых с властью и обществом в годы после Февральской революции. К сожалению, Эдуард Израилевич ушел из жизни раньше, чем работа над текстом была завершена. Однако благодаря сохранившимся наработкам и неоценимой помощи его семьи Синельниковой удалось завершить текст в соответствии с замыслом ученого.
6. Колчинский Э. И., Синельникова Е. Ф. Самоорганизация российской науки в годы кризиса: 1917–1922. СПб.: Скифия-принт, 2020.
21 Круглый стол памяти Эдуарда Израилевича Колчинского стал не только академическим мероприятием, посвященным научному наследию ученого. Во второй его части близкие и коллеги смогли поделиться своими воспоминаниями о многолетней дружбе и перипетиях совместной работы с Эдуардом Израилевичем.
22 Директор института восточных рукописей И. Ф. Попова в своих воспоминаниях назвала профессора Колчинского одним из последних представителей фундаментальной советской школы ученых широкого профиля. Н. И. Балахонова (СПбОЕ) рассказала о тесных связях Эдуарда Израилевича с Санкт-Петербургским обществом естествоиспытателей, куда он пришел в 1989 г. вслед за Ю. И. Полянским, которого позднее называл одним из своих учителей. Н. В. Слепкова (ЗИН РАН) выступила с теплыми воспоминаниями о знакомстве и более чем 15-летней дружбе с ученым, не раз протягивавшим руку помощи ей и другим сотрудникам Зоологического института. А. Л. Тимковский, председатель правления Санкт-Петербургского союза ученых, ярко обрисовал социальный и научный контекст жизни Эдуарда Израилевича, важнейшие аспекты его работы в рамках союза. В. П. Борисов (ИИЕТ РАН), близко знавший Колчинского по работе в институте, запечатлел его в стихотворной форме как отважного рыцаря, ведущего бой за научную истину. Известный генетик и историк науки М. Д. Голубовский (независимый исследователь) ярко охарактеризовал период работы Колчинского на посту директора СПбФ ИИЕТ РАН словами о том, что филиал «словно окропили живой водой». В сложные для отечественной науки времена у сотрудников была возможность ездить в заграничные командировки, печатать монографии, получать российские и международные гранты. Член-корреспондент РАН И. И. Елисеева отметила невероятное везение, сопутствовавшее ученому в его научной жизни, в числе прочего – знакомство с К. М. Завадским и коллективом ИИЕТ, а также отдала должное атмосфере постоянных научных дискуссий, которую он создавал в филиале и секторе. Академик РАН В. А. Драгавцев подробно рассказал о жарких спорах по проблемам ГМО и эпигенетики, сопровождавших их научное сотрудничество с Колчинским. Забегая вперед, следует отметить, что именно проблемы эпигенетики послужили объектом активной дискуссии, разгоревшейся между участниками круглого стола Л. Грэхэмом и М. Д. Голубовским после завершения официальной части мероприятия. Заместитель главного редактора журнала «Вопросы истории естествознания и техники» О. П. Белозеров поделился воспоминаниями о продуктивном сотрудничестве Колчинского с ВИЕТ: с 1984 по 2020 г. в журнале были опубликованы 37 его статей. Все эти материалы отличались не только свойственной ученому основательностью, но также великолепным стилем изложения. Как член редколлегии он на протяжении многих лет был строгим рецензентом, способным дать отзыв на статьи по самому широкому кругу проблем истории науки.
23 В завершение мероприятия Ащеулова еще раз поблагодарила участников круглого стола за подробные доклады и теплые воспоминания. По ее словам, подобного рода встреча, объединившая ученых со всего мира, стала грандиозным событием, соответствующим масштабу личности и творчества Эдуарда Израилевича Колчинского.
24 Для того, чтобы у коллег и всех заинтересованных лиц была возможность ближе ознакомится с научным наследием ученого, на сайте СПбФ ИИЕТ РАН была размещена виртуальная выставка «77-летие со дня рождения Эдуарда Израилевича Колчинского»7, где представлены следующие материалы: основные даты жизни и деятельности, список наград, членство в научных обществах и редколлегиях, список международных проектов, хронологический указатель трудов ученого, библиографический указатель работ, опубликованных под его редакцией, библиографический указатель литературы о жизни и трудах Колчинского, воспоминания о нем, 25 полнотекстовых версий монографий и сборников, написанных ученым лично или в соавторстве.
7. Выставка размещена по адресу: http:// ihst.nw.ru/kolchinsky2021/.
25 Высокая популярность выставки, равно как и неизменно высокий индекс цитирования работ ученого наглядно демонстрируют масштаб его вклада в развитие науки. Несмотря на то что Эдуарда Израилевича уже нет с нами, его наследие, несомненно, продолжит жить в творчестве будущих поколений ученых.

Comments

No posts found

Write a review
Translate