Russians on the African Continent: From Journeys to Scientific Expeditions
Table of contents
Share
QR
Metrics
Russians on the African Continent: From Journeys to Scientific Expeditions
Annotation
PII
S020596060013007-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Vera Ryabova 
Affiliation: Library for Natural Sciences, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Ul. Znamenka, 11/11
Pages
746-770
Abstract

This paper is devoted to the presence of Russian people on the African continent from the 11 th to the early 20 th century. Three types of migration are described: pilgrimage, research activities, and tourism, all of which resulted in the Russian diaspora beginning to form in Africa in the late 20 th century. Much attention is given to scientific research whose germs may be traced back to the 15 th century. Scientific studies conducted in the African continent by the Russian naturalists as well as their publications have won international acclaim and are still used by the scientists from across the world in their own studies. The paper reviews the publications by the Russians explorers of Africa that are of great interest for the scientists who study Africa, and contain unique information on geography, cartography, ethnography, botany, and zoology, that can be of topical importance at this stage of the development of science.

Keywords
African continent, pilgrimage, journeys (khozhdeniya), pioneers, travelers, naturalist, natural science studies, publications, rare books, diaspora
Received
29.10.2019
Date of publication
23.12.2020
Number of purchasers
14
Views
4139
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should pay the subscribtion

Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2020
1 В процессе исторического развития неизбежно происходит соприкосновение культур различных стран и народов. Оно может выражаться как в войнах, так и во взаимных культурных, религиозных и научных контактах. Последние создают условия для взаимопроникновения культур, обмена опытом, что в дальнейшем приводит к более активному развитию стран и народов. Цель данной статьи – показать динамику российского присутствия в Африке с XI в. и до начала ХХ в., его эволюцию от контактов в религиозной сфере (православные паломничества) к торговым отношениям, научным и культурным связям. Беспримерный энтузиазм русских первопроходцев в Африке, их любознательность, альтруизм, стремление понять иную культуру, интерес к научному изучению этого далекого континента обусловили позитивное отношение африканских стран и народов к России. Современная наука, особенно в области естественных наук, во многом обязана открытиям русских исследователей в Африке. На протяжении многих веков осуществлялись также контакты на уровне органов власти России и африканских стран, начавшиеся со взаимоотношений с Египтом и охватившие потом Тропическую и Южную Африку. Современные дружественные отношения между африканскими странами и Россией во многом покоятся на фундаменте взаимоуважения, заложенном в то время.
2

Русские первопроходцы в Африке в XI–XV в. Паломничества

3 Русские летописи и записки русских первопроходцев хранят интересные сведения о путешествиях в самые различные земли от Европы до крайних северных, восточных и южных русских земель, а также о дальних экспедициях в Китай, Индию, Среднюю Азию и на Ближний Восток. Считается, что очень долгое время среди посещаемых русскими земель не было Африки в виду ее крайней удаленности от России, но это утверждение неверно. Русские летописи говорят, что еще в XI в. князь Владимир отправил посольство в Египет1, но о результатах этого похода мы ничего не знаем. В основном все путешествия, или, как их называли, хожения, того времени были паломническими. В Африке внимание россиян привлекал Египет, поскольку там находились святые для каждого христианина места. Как отмечал известный журналист и историк эмиграции В. В. Беляков,
1. Патриаршая или Никоновская летопись // Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению Археографическою комиссиею. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1862. Т. 9: Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью (см. также: >>>> С. 68.
4 «паломничество к святым местам – неотъемлемая черта православия. Его побудительная цель – спасение души, и потому во все века миллионы людей, презирая лишения и трудности, шли на поклон к христианским святыням»2.
2. Беляков В. В. «К берегам священным Нила…» Русские в Египте. М.: Гуманитарий, 2003. С. 15.
5 Важнейшими паломническими местами считались Иерусалим и монастырь Св. Екатерины на Синайском полуострове. Оба расположены в Юго-Западной Азии, но, поскольку территориально Синай относится к Египту, невозможно обойти эту тему молчанием, тем более что все паломники, как правило, добирались в синайскую обитель через Александрию или Каир. «До середины XIX в. паломничество на Синай считалось подвигом во имя веры. Продолжалось оно месяцами, а иногда и годами!»3
3. Балабанов И. В. Монастырь Святой Екатерины. Гора Моисея. Гора Святой Екатерины. М.: И. В. Балабанов, 2008. С. 7.
6 О возможном присутствии россиян на Синае еще в Х–XI вв. свидетельствует наличие в библиотеке монастыря Св. Екатерины рукописной Псалтыри из Руси, датируемой IX в.4 В письменных источниках наиболее раннее посещение Синая с паломническими целями в 1370 г. упоминается в записках архимандрита смоленской Авраамьевской обители Агрефения (или Грефения)5.
4. Беляков. «К берегам священным Нила…» С. 15–16.

5. Хождение архимандрит Агрефенья обители Пресвятыя Богородица около 1370 года // Православный палестинский сборник. 1896. Т. 16. Вып. 3 (48). С. 2;
7

Рис. 1. Монастырь Св. Екатерины. Фото А. Кульбейкина

8 Маршрут, которым добирались паломники, был довольно сложным. Сначала они плыли по рекам Днепр, Буг, Днестр до Дуная. Затем на корабле по Дунаю и Черному морю до Константинополя. Оттуда через Мраморное море выходили в Средиземное и, пройдя острова Хиос и Родос, направлялись в Египет. После посещения святых мест вместе с караванами через пустыню шли в Иерусалим6.
6. Мазин К. А. Генезис выездного туризма из России. XVIII век // Миграции и туризм в России / Отв. ред. Ю. А. Поляков. М.: МГУС, 2007. С. 240.
9 Связи Москвы с синайской обителью поддерживались постоянно с начала хожений туда русских паломников. Начиная с XIV в. посещения Египта и расположенного на Синае монастыря Св. Екатерины стали обычным явлением. Осуществлялись и хожения синайских монахов в Москву. Так, например, в 1376 г. епископ Марк ходил в Москву за милостынею, а в 1390 г. палестинские старцы привезли в Москву с Синая одну из главных святынь монастыря Св. Екатерины – икону «Неопалимая купина», которая была выставлена в Благовещенском соборе7. В дальнейшем Москва нередко оказывала монастырю материальную помощь.
7. Беляков. «К берегам священным Нила…» С. 26.
10 В 1461–1462 гг. в Египте побывал монах Варсонофий. В своих записках он впервые подробно рассказал о святых местах Египта и Синая8. Им описаны также многие памятники и места, которые до тех пор не упоминались ни одним из путешественников. Особое внимание уделяется, конечно, памятным местам, связанным с Иисусом Христом:
8. Хожение Варсонофия в Египет, на Синай и в Палестину // Книга хожений. Записки русских путешественников XI–XV вв. / Сост. Н. И. Прокофьев. М.: Советская Россия, 1984. С. 162–168.
11 «Тута ж есть камень аспиден, на нем же седил господь нашь Исус Христос. Заздан во святыню тои камень и вкруг его кивотець, затворецем на восток лицеем стоит. От него же благоухание великое»9.
9. Там же. С. 163.
12 Путешественник записал четыре легенды – одну библейского характера и три фольклорные.
13 Варсонофий отмечает гостеприимный прием в Каире, где ему создали все условия для путешествия. Осмотрев все достопримечательности в Каире и окрестностях, путешественник направился на Синай:
14 «Бе бо мног каровано (караванов. – В. Р.) собрався: десять тысящь велеблюдовь и людеи много идохом, 15 дней путешествуя от Египта до Синайския горы и до горы Хоривския, великия и высокия»10.
10. Там же. С. 164.
15 О личности путешественника нам почти ничего не известно. Из речевых особенностей описания можно предположить, что он был выходцем из северо-западных областей Руси. Из текста записок ясно, что Варсонофий являлся священником, однако неизвестно, был ли он официальным представителем русского духовенства или простым паломником.
16

Русские купцы в Африке

17 Египет посещали не только паломники, но и купцы. Например, «гость» Василий, посетивший Каир в 1465–1466 гг., писал:
18 «И приехали во Египет за неделю пред Рождеством Христовым, месяца декабря на память святаго мученика Севостияна, а всего есмя ехали от Бурсы (город недалеко от Константинополя. – В. Р.) до Египта 100 дней»11.
11. Хожение гостя Василия в Малую Азию, Египет и Палестину // Книга хожений… С. 173.
19 Характер записок очень отличается от описаний Варсонофия. Купца Василия больше интересуют укрепления городов, их водоснабжение, торговля, состав населения.
20 «Египет град вельми велик, а в нем 14 тысящь улиц, да во всякой улице по двоа врата и по две стрельницы, да по два стража, которыа зажигают масло на свещнице […] да на всякой улице по торгу по великому…»12
12. Там же.
21 О личности Василия также известно мало. По некоторым сведениям, «гость» Василий – это Василий Мамырев, назначенный в 1470 г. (т. е. после поездки) Иваном III дьяком (служащим) посольского приказа, ведающего отношениями с иностранными государствами13.
13. Комментарии // Книга хожений… С. 418.
22

Рис. 2. Маршрут Афанасия Никитина (Магидович И. П. Очерки по истории географических открытий. М.: Учпедгиз, 1957. С. 82)

23 Мало кто знает, что другой знаменитый купец, Афанасий Никитин, совершивший путешествие «за три моря» в 1466–1472 гг., на обратном пути из Индии посетил со своими товарищами Эфиопию: «В той земле Ефиопской был 5 дней. Божией благодатью зло не произошло, много роздали мы рису, перцу, хлеба ефиопам, и они суда не пограбили»14. Однако некоторые историки, основываясь на указанном количестве дней, за которое Никитин с товарищами добирался от одного пункта до другого, пришли к выводу, что на самом деле путешественник побывал не в Эфиопии, а в Сомали15. Считается, что он не мог так быстро добраться из Эфиопии до столицы Омана Маска (12 дней), поскольку далее до Ормуза (меньшее расстояние) он добирался в течение 20 дней. Этот вопрос еще ждет своего исследователя, так как нужно учитывать не только расстояния, но и время года, направление плавания и ветра (в этом регионе сильные муссонные ветры), а также возможность штормов.
14. Хожение за три моря Афанасия Никитина // Книга хожений… С. 382.

15. Африка. Энциклопедический справочник. В 2 т. / Ред. А. А. Громыко. М.: Советская энциклопедия, 1986. Т. 1. С. 40.
24 В XV в. торговля России с иностранными государствами успешно развивалась. О торговых отношениях на постоянной основе, которые порождали взаимный интерес к культуре и языку России и восточных стран, говорит известный историк Н. М. Карамзин:
25 «Язык наш, то есть славянский, был в сие время известен от каменного пояса до Адриатического моря, Воспора Фракийского и Нила: им говорили при дворе турецкого и египетского султанов, жены их, ренегаты, мамелюки»16.
16. Карамзин Н. М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». М.: Правда, 1989. С. 544.
26 Следует отметить, что, в отличие от паломнических описаний, записки купцов отличаются бόльшей информативностью и интересом к бытовой стороне жизни посещаемых земель.
27

Первые русские посольства в Африке

28 В XVI в. Иван IV отправил посольство в Александрию и Каир. Об этом известно из записок Василия Познякова, который
29 «оставил интересные сведения о Египте, о природе, о городах, о животных, в частности о страусах. Поздняков отметил памятники древней архитектуры в пригороде Каира…»17
17. Богучарсков В. Т. История географии. М.: Академический проект, 2006. С. 83.
30 Позняков «ходил» на Синай и в Палестину в 1558 г. в качестве купца. Во времена Ивана IV в Египте бывали и монахи. В 1547 г. монастырь Св. Екатерины посетили иеромонах Григорий и монах Софроний. До нас дошли лишь краткие упоминания о местах, которые они видели18.
18. Volkoff, O. Voyageurs russes en Egypte. Caire: Institut fran ç ais d’arch é ologie orientale du Caire, 1972. P. 5–7.
31 Царь Иван IV считал синайскую обитель важной христианской святыней. Вместе с посольством он отправил на Синай богатую милостыню. В 1571 г. Иван IV посылал с купцом Семеном Борзуновым милостыню на Синай на помин души своей первой жены Анастасии и брата Георгия, а позже – своего сына Ивана19. «Милостыню» посылали на Синай при Федоре Иоанновиче, Борисе Годунове, при Ми хаиле Федоровиче, первом Романове. Сбор милостыни был введен в систему.
19. Беляков. «К берегам священным Нила…» С. 29.
32 В 1582 г. в Египте побывали купцы Трифон Коробейников и Юрий Греков. По мнению многих исследователей, записки последних почти дословно повторяют записки Познякова20.
20. Там же. С. 18; Послание царя Ивана Васильевича к александрийскому патриарху Иоакиму с купцом Васильем Позняковым и хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным святым местам 1558 года / Предисловие И. Е. Забелина. М.: Университетская типография, 1884.
33

Русские об истории, культуре и природе африканских стран в XVII в.

34 XVII в. в России ознаменовался расколом в церкви. В 1649 г. келарь Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов был отправлен на Восток с целью выяснения различия обрядов русской и восточных церквей. В 1651 г. он посетил Египет. В качестве отчета о поездке им был написан «Проскинитарий», где помимо богословских вопросов Суханов подробно описывает пирамиды, а также местные растения и животных21. В XVII в. купец-паломник В. Гагара совершил паломническое хожение в Египет. От Каира он проплыл вверх по Нилу22. Посредником в отношениях с Африкой сначала была Османская империя, куда направлялись паломники и откуда в Россию привозили так называемых «арапов», которые
21. Мазин. Генезис выездного туризма… С. 263.

22. Африка. Энциклопедический справочник… С. 40.
35 «служили привратниками в покоях царя Алексея Михайловича. Это были зачастую невольники из Восточной Африки и эфиопы, попадавшие в Россию из Османской империи, куда их привозили арабские работорговцы»23.
23. Давидсон А. Б. «Черная Африка» в истории России: опыт трех столетий // >>>> .
36

Социальный состав путешественников и паломников, посещавших Африканский континент в XVIII в., и первые научные исследования

37 Большую роль в осуществлении контактов с Африкой сыграл российский флот, основанный Петром I. В связи с этим в XVIII в. посещение русскими святых мест на Синае и в Египте стало еще более активным. Об этом свидетельствует тот факт, что власти Османской империи, в состав которой входил в то время Египет, стали взимать с верующих «гарач», т. е. таможенную пошлину24. Большую помощь паломникам оказывало открывшееся в 1702 г. в Константинополе российское посольство, стараниями которого многим паломникам был обеспечен беспошлинный проезд. В эти годы паломничество в Египет совершили иеромонахи Ипполит Вишенский и Иоанн Максимович. Поездку по Нилу совершил священник Андрей Игнатьев25.
24. Мазин. Генезис выездного туризма… С. 241.

25. Там же.
38 Помимо священников и купцов в Египет стали добираться и представители дворянского сословия, многие из которых до этого успели побывать в Европе, поскольку в Петровскую эпоху это стало модным. Так, например, писатель и священник В. Г. Григорович-Барский, выпускник Киево-Могилянской академии, в 1724–1728 гг. совершил путешествие по Европе и Востоку, в частности посетил Каир. В дальнейшем он путешествовал еще многие годы и написал книгу «Путешествие ко Святым местам в Европе, Азии и Африке находящимся»26.
26. Григорович-Барский В. Г. Пешеходца Василия Григоровича-Барскаго-плакиАлбова, уроженца киевскаго монаха антиохийскаго, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723, и оконченное в 1747 году, им самим писанное,: ныне же на иждивении его светлости князя Григорья Александровича Потемкина, для пользы общества изданное в свет, / под смотрением надворнаго советника, правящаго должность директора над новороссийскими училищами, вольнаго российскаго собрания при Императорском Московском университете и вольнаго экономическаго общества в Санкт-Петербурге члена Василья Григорьевича Рубана. СПб.: При Императорской академии наук, 1778.
39

Рис. 3. Тунис. Фото П. Шевченко

40 К концу века путешествия стали приобретать массовый характер в связи с указом Петра III 1762 г. «О вольности дворянской», который упразднил многие формальности в вопросе выезда за границу для этого сословия. Так, например, в конце XVIII в. морской офицер М. Г. Коковцев побывал в Северной Африке, составил карту североафриканского побережья и по возвращении опубликовал книгу своих воспоминаний об Алжире27. Коковцев, возможно, первым из русских путешественников по-настоящему занимался в Африке научными исследованиями. Он внес «первую лепту отечественной картографии в уточнение карт Африки»28. Кроме того, Коковцев опубликовал свои наблюдения за время пребывания в Тунисе. Советский историк М. О. Косвен назвал его «первым русским африканистом»29.
27. Коковцев М. Г. Достоверныя известия о Альжире о нравах и обычаях тамошняго народа; о состоянии правительства и областных доходов; о положении Варварийских берегов; о произрастениях и о прочем; с верным чертежем. / Сочинение российскаго офицера, все то на месте обозревшаго. Санктпетербург: Издано под смотрением и на иждивением Феодора Туманскаго.: Печ. у Шнора, 1787.

28. Горкунг М. Б., Олейников И. Н. Географическое изучение Африки в России // Изучение Африки в России (дореволюционный период) / Отв. ред. А. Б. Давидсон, Г. А. Нерсесов. М.: Наука, 1977. С. 34.

29. Косвен М. О. Первый русский африканист М. Г. Коковцев // Советское востоковедение. 1956. № 2. С. 91–95.
41

Столкновение политических интересов разных стран – препятствие для развития отношений между Африкой и Россией

42 В конце XVIII в. Египет стал объектом политических интересов России в качестве союзника против Турции. В 1768 г. правитель Египта Али-бей провозгласил независимость Египта от Османской империи, однако до окончательного освобождения было еще далеко. В 1784 г. в Александрию прибыл первый российский генеральный консул. Это был барон Кондратий Тонус. Из-за русско-турецких войн во второй половине XVIII в. количество хожений к святым местам в Египте несколько снизилось. Известно всего лишь два посещения русскими паломниками Египта. Архимандрит Леонтий посетил Каир и Синай в 1763 г., а отец Игнатий в 1766–1776 гг. добрался только до Каира. Кроме того, в 1795 г. в Египте побывал настоятель Синайского подворья в Киеве архимандрит Константин30.
30. Беляков. «К берегам священным Нила…» С. 59.
43

Появление русских в Южной Африке

44 О путешествии вокруг Африки мечтал еще Петр I. По его приказу в 1723 г. был снаряжен корабль, который должен был достигнуть мыса Доброй Надежды, направиться в Индийский океан и побывать на Мадагаскаре. Петр написал даже личные послания к мадагаскарскому королю и к «Великоличному моголу». К сожалению, экспедиция потерпела неудачу в самом начале пути и цель не была достигнута31.
31. Давидсон А. Б. …Иже именуется Африка. Вести из русской старины. М.: Принципиум, 2017. С. 44.
45 В 1770–1780-е гг. на Мадагаскаре оказалась группа россиян, бежавших из Большерецкого острога на Камчатке. Письменных свидетельств они не оставили. По данным А. Б. Давидсона,
46 «о самом факте известно лишь из мемуаров венгерского графа Беньевского, который участвовал в побеге с Камчатки, да из донесений русского посла в Париже Хотинского, который вел переговоры с теми беглецами, которые, добравшись с Камчатки до Франции, захотели вернуться в Россию»32.
32. Давидсон А. Б. Предисловие // Россия и Африка. Документы и материалы. XVIII в. – 1960 г. / Отв. ред. А. Б. Давидсон. М.: ИВИ РАН, 1999. Т. 1: XVIII в. – 1917 г. С. 6.
47 К концу XVIII в. выходцы из России появились на самом юге Африки. Русский музыкант Герасим Степанович Лебедев в 1777–1785 гг. гастролировал по Европе, а затем 12 лет провел в Индии, выступая с концертами и изучая религию, обряды, народный быт и местные языки. В 1798 г. он прибыл в Кейптаун. Из-за тяжелого материального положения ему пришлось прожить в этом городе 10 лет, давая концерты. Только после этого он смог выехать в Лондон, а оттуда – в Россию.
48 На мысе Доброй Надежды в 1798 г. Лебедев встретился с известнейшим в будущем мореплавателем Юрием Федоровичем Лисянским, который
49 «был в числе шестнадцати лучших морских офицеров, отобранных в 1793 году Адмиралтейской коллегией по указу Екатерины II для прохождения морской практики в английском военном флоте»33.
33. Давидсон. …Иже именуется Африка… С. 217.
50 В дневнике Лисянского есть запись о встрече с Лебедевым. Там же он подробно описал свое пребывание в Кейптауне. Позже Юрий Федорович издал книгу «Путешествие вокруг света…»34 на свои собственные средства, где упоминает и события 1798 г.35
34. Лисянский Ю. Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах на корабле «Нева» / Ред. А. И. Алексеев. Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1977.

35. Давидсон. …Иже именуется Африка… С. 239, 244.
51 Лебедев также вел дневник, который в настоящее время хранится в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) в Санкт-Петербурге. В письме генерал-адъютанту Павла I С. И. Плещееву он пишет о причинах, побудивших его добраться до южной оконечности Африканского континента:
52 «И по исполнении по желанию, не жалея о потере денег, из города Калкоты (совр. Калькутта. – В. Р.) со славою надеялся по заезде в Африку вызыметь не которое сведение о сей земле, и для того не пропустил в оказию быть на корабле, именуемом «Лорд Торло» и со умножением уповал щастливо возвратиться в Россию…»36
36. Выдержки из дневника российского музыканта Г. С. Лебедева о пребывании его в Капской колонии в 1798 году // Россия и Африка… С. 22–23.
53 В Индии и Южной Африке Лебедев собрал интересные коллекции перламутровых раковин, редких минералов, сушеных морских коньков. По возвращении в Россию музыкант служил переводчиком в Азиатском департаменте Коллегии иностранных дел. Здесь он встретился с поэтом В. А. Жуковским и молодым П. А. Вяземским, которым рассказал о своих коллекциях37.
37. Давидсон. …Иже именуется Африка… С. 238.
54

Паломничества в XIX в. и церковные отношения

55 В XIX в. паломнические поездки на Восток продолжались так же активно. Особо заметная фигура здесь – Андрей Николаевич Муравьев – поэт, драматург, духовный писатель и мемуарист. В течение двадцати лет он был поверенным трех патриарших престолов (Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского).
56 Необходимо отметить, что в начале XIX в. была упорядочена система управления русскими православными церквями за границей. Нам известен проект положения о заграничных церквях православного исповедания. В нем говорится, что все посольские и придворные православные церкви «состоят в заведовании Министерства иностранных дел под непосредственным покровительством и наблюдением посланников наших при заграничных дворах»38. В отличие от Европы, где при посольствах строились православные церкви, в Африке для этого в лучшем случае отводились помещения в самих диппредставительствах (чаще всего это были консульские учреждения). Важной задачей поверенных патриарших престолов было помогать паломникам, направлявшимся к христианским святыням.
38. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 6672. Оп. 1. Д. 81. Л. 1.
57 Церкви были посольские, консульские, придворные и надгробные. Назначение и увольнение церковнослужителей происходило по обоюдному решению МИД и Святейшего синода39. Ежегодно священники, служащие за границей, должны были присылать «подробный отчет вместе со сведениями об изменениях в описи церковному имуществу»40. В объяснительной записке из донесений Комиссии по составлению положения для заграничных православных церквей, написанной протоиреем Полисадовым, говорится о том, что целью церковных представительств является
39. Там же. Л. 2, 2 об.

40. Там же. Л. 2 об.
58 «не одно удовлетворение духовных потребностей православных русских, но еще и представительство православной веры и обряда пред христианами инославных исповеданий…»41
41. Там же. Л. 18.
59 Муравьев побывал в Египте в 1830 г. Он осмотрел Александрию, Каир, Мемфис и Синай. Это был талантливый собиратель, просветитель и миссионер. По его настоянию из Фив в Петербург были привезены два подлинных сфинкса. В 1832–1834 гг. они были установлены на набережной напротив Академии художеств42. Результатом путешествия Муравьева стала его книга «Путешествие по святым местам в 1830 году»43.
42. Мазин. Генезис выездного туризма… С. 266–267.

43. Муравьев А. Н. Путешествие по святым местам в 1830 году. СПб.: Тип. III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1832. Ч. 1.
60 Чаще всего паломники отправлялись в дальние путешествия группами. Так, Кир Бронников добирался до монастыря Св. Екатерины в группе из десяти паломников. «Шестеро из них были русскими, в их числе офицер из Петербурга Егор Михайлович Бессарович и отец Паисий, бывший игумен Саввинского монастыря»44.
44. Путешествие к святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 годах села Павлова жителем Киром Бронниковым. М.: Тип. С. Селивановскаго, 1824. С. 88.
61 Еще в 1689 г. Московская патриархия взяла синайскую обитель под свое особое покровительство, в связи с чем этот монастырь питал особое расположение к русским паломникам. Многие из них жили на Синае по нескольку лет. В 1821 г. Бронников встретил здесь двух русских монахов. По свидетельству врача А. Уманца, в 1843 г. в монастыре уже в течение 40 лет жил старец Зосима родом из Кременчуга45. В 1851 г. одного русского монаха видел там же зоолог Альфред Брем46.
45. Уманец А. Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой земле. В 2 ч. СПб.: Тип. III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1850. Ч. 2. С. 4.

46. Брем А. Путешествие по Северо-Восточной Африке. М.: Государственное издательство географической литературы, 1958. С. 622.
62 В связи с большим количеством паломников монахи монастыря Св. Екатерины в начале XIX в. завели даже книгу посетителей. Об этом нам известно от Уманца, который был
63 «первым представителем плеяды не столько паломников, сколько путешественников-исследователей. Его книга – не просто путевые заметки, она содержит обширный и добротный материал об истории монастыря и его культурных сокровищах»47.
47. Беляков. «К берегам священным Нила...» С. 19.
64 Уманец приехал в Египет в составе карантинной комиссии, исследовавшей места, где свирепствовала чума. Таким образом, с начала XIX в. россияне стали часто приезжать в Африку с исследовательскими целями, что ознаменовало новый этап развития связей между Россией и странами Африки.
65 В 1881 г. профессор Новороссийского университета Н. П. Кондаков побывал на Синае с целью изучения греческих рукописей, находившихся в обители. Он написал свои комментарии к каталогу рукописей, а также подготовил «Синайский альбом», куда вошли сделанные им фотоснимки48. За этот альбом Кондаков был удостоен Ломоносовской премии 1883 г.49 В дальнейшем библиотеку монастыря Св. Екатерины изучали А. Дмитриевский, А. Васильев, В. Н. Бенешевич и др.
48. Известно, что были напечатаны всего 15 экземпляров, однако местонахождение их неизвестно. По некоторым сведениям, один экземпляр хранится в Национальной российской библиотеке в Санкт-Петербурге. См.: Синай, Византия, русское православное искусство с VI до начала XX века / Музей имени Андрея Рублева // >>>> .

49. Балабанов. Монастырь Святой Екатерины… С. 26.
66

Русские путешественники, ученые и исследователи в Африке в XIX в.

67 Интерес к Египту как объекту научных интересов возник после завоевательного похода в эту страну Наполеона Бонапарта (1798–1801). Французские ученые, прибывшие вместе с армией, открыли для цивилизованного мира древнеегипетскую культуру, что не могло не заинтересовать и русских. В России стали публиковаться статьи на эту тему. Одним из первых с целью изучения древней культуры Египта в этой стране появился Осип Иванович Сенковский. В 1821 г. он поднялся по Нилу вплоть до границ Эфиопии50. Свои записки он опубликовал под псевдонимом «Барон Брамбеус».
50. Беляков. «К берегам священным Нила...» С. 63.
68

Рис. 4. Среднее течение реки Нил. Фото В. Брюханова

69

Расшифровка французским ученым Ж.-Ф. Шампольоном египетских иероглифов еще больше подстегнула интерес к Египту. В 1820-е гг. страну посетили дипломат Д. В. Дашков, военный инженер М. А. Гамазов и др.51 В России стала развиваться египтология, одним из первых отечественных представителей которой был И. А. Гульянов.

51. Там же. С. 63–64.
70 В 1834–1835 гг. совершил путешествие в Египет Авраам Сергеевич Норов. В Россию он привез большую коллекцию папирусов, которую подарил Императорской Публичной библиотеке в Петербурге. Вышла его книга «Путешествие по Египту и Нубии»52, представляющая собой ценное научное исследование по древнеегипетской культуре, в частности, в ней были описаны находки в долине нижнего течения Нила.
52. Путешествие по Египту и Нубии в 1834–1835 гг. Авраама Норова. В 2 ч. СПб.: Тип. III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1840.
71 Особый интерес вызывала архитектура Древнего Египта. Для ее изучения в 1834 г. поездку в Египет совершил выпускник Академии художеств Дмитрий Егорович Ефимов. Результатом этой поездки стала написанная им иллюстрированная книга «Краткие сведения о египетской архитектуре»53.
53. Jefimoff, D. Brevi cenni sull’architettura egiziana ed in particolare sui varj generi delle colonne in essa impiegate dagli antichi proposti alla insigne e pontificia Accademia di San Luca. Roma, 1838.
72 Однако основное развитие русской египтологии произошло во второй половине XIX в., когда Владимир Семенович Голенищев совершил 60 археологических и эпиграфических экспедиций в Египет, собрав внушительную коллекцию египетских древностей. Около 6000 предметов поступило в 1909 г. для экспозиции готовящегося к открытию Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете54.
54. Коростовцев М. А. Становление египтологии в России // Изучение Африки в России… С. 6.
73 В Африке русских интересовал не только Египет. Французская военная экспедиция в Алжир в 1830 г. вызвала всплеск интереса ко всей северной части континента. В 1846–1848 гг. А. А. Рафалович побывал в Египте, Тунисе и Алжире. Он подготовил значительный по объему материал о своих путешествиях, но ранняя смерть помешала ему закончить начатое. Вышли лишь несколько его статей по Северной Африке и книга «Путешествие по Нижнему Египту и внутренним областям Дельты»55.
55. Рафалович А. А. Путешествие по Нижнему Египту и внутренним областям Дельты. С картой и планами. СПб.: Тип. Я. Трея, 1850.
74 Русские путешественники заинтересовались также самой западной страной Северной Африки – Марокко, куда было направлено несколько экспедиций: в 1845 г. – экспедиция путешественника В. П. Боткина, в 1847 г. – путешественника А. Н. Демидова. В 1881– 1882 гг. князь К. А. Вяземский посетил Танжер, откуда проследовал в Марракеш и обратно. Все они вели дневники, которые позже были опубликованы.
75 «К. А. Вяземский был членом Русского географического общества и единственным в тот период времени русским, побывавшим не только на побережье, но и во внутренних районах страны»56.
56. Сухов Н. История русской эмиграции в Марокко в ХХ веке. М.: Институт востоковедения РАН, 2019. С. 9–10.
76 В сферу научной работы были вовлечены и православные святыни, в первую очередь монастырь Св. Екатерины. Архимандрит Порфирий Успенский приезжал на Синай дважды – в 1845 и 1850 гг. – и проводил там исследовательскую работу. Именно он нашел в стенах монастыря вместе с другими рукописями Псалтырь 862 г. Кроме того, Успенский обнаружил здесь рукописную Библию IV в. Ныне эта святыня находится в Британском музее в Лондоне57.
57. Беляков. «К берегам священным Нила...» С. 41–43.
77

Естественно-научные исследования русских ученых в XIX в.

78 Важнейшим направлением исследований русских ученых в Африке в XIX в. стали исследования в области географии, геологии, картографии и биологии. Европейские ученые уже в XVII в. создавали общие карты Африки. Однако современная физико-географическая карта Африки появилась лишь в XIX в.
79 «При этом вклад русских географов в картирование Африки и еще больше в накопление данных о ее природе и населении оказался весьма существенным, особенно если учесть, что Россия не входила в число тех капиталистических держав, которые в XIX в. сделали Африканский континент основным объектом своих колониальных устремлений…»58
58. Горкунг, Олейников. Географическое изучение Африки в России… С. 30.
80 Северной Африкой стали интересоваться ученые-естественники. Член-корреспондент Петербургской академии наук Э. И. Эйхвальд в 1847 г., путешествуя по Алжиру, изучал особенности Атласской горной системы, а также ее растительный и животный мир.
81 Первопроходцем в изучении среднего течения Нила в 1848–1849 гг. стал Егор Петрович Ковалевский, написавший о своем путешествии книгу «Путешествие во внутреннюю Африку»59. Ковалевский был командирован в Африку как специалист по золотодобыче, поскольку после окончания университета работал помощником горного начальника на Алтае, на золотых приисках, т. е. был знаком с промышленным производством золота. В то время Египет нуждался в таких специалистах, и египетская сторона через дипломатические каналы передала просьбу правителя Египта Мухаммеда Али прислать знающего человека с целью наладить золотопроизводство в Египте. В 1843 г. Ковалевский отправился в эту страну. Вместе с ним был послан ботаник Л. С. Ценковский. Вместе они провели ряд географических, ботанических и геологических исследований в долине Нила, дойдя до Абиссинии. К сожалению, ботанические коллекции Ценковского погибли на обратном пути при крушении корабля. Сам он, к счастью, остался жив и, возвратившись в Россию, опубликовал отчет о своем путешествии в «Географических известиях» Императорского Русского географического общества за 1850 г.60
59. Ковалевский Е. П. Путешествие во внутреннюю Африку. В 2 ч. СПб.: Тип. Эдуарда Праца, 1849.

60. Ценковский Л. С. Отчет о путешествии в Северо-Восточный Судан // Географические известия за 1850 г. / Ред. В. В. Григорьев. СПб.: Издание Русского географического общества, 1850. С. 202–225.
82 Лев Семенович Ценковский родился в Варшаве, преподавал во многих российских университетах, стоял у истоков становления отечественной микробиологии. По мнению Баландинского, «африканская экспедиция была ярчайшей страницей его биографии, сильнейшим катализатором его научной карьеры»61.
61. Баландинский Н. Первая русская экспедиция в Африку: Егор Ковалевский и Лев Ценковский, 1847–1848 гг. // >>>> .
83 Ковалевский в этом путешествии прошел через Нубийскую пустыню, одну из самых суровых африканских пустынь. В пути ученый постоянно вел путевые наблюдения и определял высоты. В Хартуме (современный Судан) путешественники провели два дня. Ковалевский записал свои восторженные впечатления от города после прохода по мрачной пустыне:
84 «Улицы чистые, в городе большая просторная площадь. Отовсюду видны и Белый, и Голубой Нил. После Каира и Александрии Хартум показался едва ли не лучшим городом в Египте»62.
62. Ковалевский. Путешествие во внутреннюю Африку… Ч. 1. С. 143.
85 Весь этот труднейший путь был проложен, чтобы в нубийской области Фазоглу произвести изыскания и основать золотой прииск. Наконец, фабрика была открыта, и Ковалевский решил совершить давно задуманную поездку с целью найти истоки Белого и Голубого Нила, для чего он собрал большой отряд.
86 Экспедиция сначала поднималась по Голубому Нилу на лодках, затем им пришлось идти пешком.
87 «Надо сказать, что области, которых достигли путешественники, входили в число абсолютно неисследованных. На картах они обозначались как «Возвышенная равнина, покрытая кустарником, служащая пастбищем слонов». И все»63.
63. Баландинский. Первая русская экспедиция в Африку…
88 По пути на реке Тумат Ковалевский нашел второе месторождение золота. В то время они находились уже в Абиссинии. Ковалевский «был здесь первым европейцем-путешественником и первым, проникшим так далеко в пределы современной Абиссинии»64. Необходимо отметить, что границы государств в Африке в то время были весьма условны. Так, например, Египет при Мухаммеде Али в первой половине XIX в. распространял свой суверенитет не только на земли Абиссинии, но и на Судан65. Фактически путешественники в то время уже находились на территории современной Эфиопии.
64. Бабков И. И. По Африке. Путешествие Е. П. Ковалевского, В. В. Юнкера, А. В. Елисеева. М.: Государственное издательство географической литературы, 1949. С. 30.

65. Баландинский. Первая русская экспедиция в Африку…
89 Помимо геологических изысканий Ковалевский провел большую этнографическую работу, заинтересовавшись материальной и духовной культурой африканских племен и выполнив ее подробное описание. Свои посвященные этой теме труды Ковалевский опубликовал в 1849 г. Они состояли из двух томов и назывались «Путешествие во Внутреннюю Африку»66.
66. Ковалевский. Путешествие во внутреннюю Африку…
90 Вторая половина XIX в. ознаменовалась многочисленными научными экспедициями русских геологов, зоологов, ботаников и этнографов. Часто все эти направления исследований представлял один человек, как правило, руководитель экспедиции.
91 Многолетнюю экспедицию в Центральную Африку (1875–1886) осуществил Василий Васильевич Юнкер. По профессии он был военным врачом, однако его призванием стали географические исследования. Первое путешествие Юнкера в Африку состоялось в 1873–1875 гг. Надо сказать, что путешествовал он исключительно на свои средства. Начал он с Северной Африки, посетив Тунис, а затем Египет. Осенью 1875 г. Юнкер обследовал Ливийскую пустыню. Здесь он искал древнее русло Нила. Юнкер открыл, что местные оазисы лежат выше, а не ниже уровня моря. Ученый изучал также бедуинские племена и коптские монастыри67.
67. Бабков. По Африке… С. 39–40.
92 В 1876 г. Юнкер направился к верхнему течению Нила, собрав караван из десяти верблюдов. В Хартуме исследователь провел два месяца – привел в порядок свои дневники и этнографическую коллекцию. Затем на пароходе он добрался до реки Собат – притока Белого Нила.
93 «Юнкеру удалось произвести тщательные измерения направления русла этой реки и составить карту, которая серьезным образом исправляла сделанные ранее. Также были описаны берега, сделаны наблюдения над режимом воды»68.
68. Там же. С. 45.
94 В результате этой экспедиции Юнкер собрал интересную этнографическую коллекцию, составил карты, записал словарь языка мунду, изучал другие языки местных племен. По некоторым из них словари Юнкера до сих пор являются единственным источником69. Через Беюдскую пустыню и затем вдоль Нила он вернулся в Каир, откуда направился в Петербург. В 1879 г. он сделал доклад в Императорском Русском географическом обществе. Коллекции Юнкера находятся сейчас в Музее антропологии и этнографии Академии наук70.
69. Коростовцев. Становление египтологии в России… С. 25.

70. Бабков. По Африке… С. 48–49.
95 Важнейшим достижением ученого было исследование водораздела Нила и Конго. Он составил очень точную карту этого района, а кроме того, изучил культуру африканских племен, флору и фауну региона71. Изданная по возвращении книга Юнкера «Путешествия по Африке» – одно из лучших географических произведений об этом контитенте72.
71. Там же. С. 4.

72. Юнкер В. В. Путешествия по Африке (1877–78 и 79–86 гг.). М.: Государственное издательство географической литературы, 1949.
96 В 1879 г. Юнкер вернулся в Центральную Африку другим маршрутом: Каир – Суэц – Суакин – Хартум, исследовав район реки Уэле. Он доказал, что эта река является притоком Конго, а не Нигера, как считалось раньше. Кроме того, ему удалось встретить и понаблюдать за племенем пигмеев. Из-за восстания местных племен Юнкер не смог вернуться в Египет, напротив, ему пришлось уходить на юг, в результате чего он попал в Уганду, побывал на озере Виктория и в декабре 1886 г. вышел на берег Индийского океана. Отсюда он добрался до острова Занзибар и через Аден отправился на пароходе в Суэц, а оттуда по железной дороге в Каир73.
73. Там же.
97 В 1888 г. он вернулся в Россию, «потеряв все собранные им коллекции и сохранив только свои дневники»74. По приезде он выступил с докладом в Императорском Русском географическом обществе в Петербурге. Юнкер собрал уникальные материалы по истории южной части Восточного Судана и Уганды.
74. Бабков. По Африке… С. 49.
98 Еще одним энтузиастом-путешественником, полюбившим Африку, был А. В. Елисеев. В юности будущий путешественник, как и Юнкер, был военным медиком, но все отпуска летом проводил в странствиях. В первое далекое путешествие в Египет он отправился в 1881 г. Эту экспедицию и все последующие он совершал за свой счет. Конечно, это не лучшим образом отражалось на их результатах. Сам Елисеев пишет:
99 «Невольная ошибка этих и тому подобных критиков заключается в том, что они привыкли иметь дело с богато организованными во всех отношениях экспедициями, привыкли пользоваться многочисленными результатами и коллекциями […] Какая тут может быть речь о разных аппаратах, когда мне нередко приходилось из своего скудного дорожного багажа выбрасывать даже единственную смену белья для того, чтобы поместить туда записки или лишнюю бутылку воды?!»75
75. Елисеев А. В. По белу свету. Очерки и картины из путешествий по трем частям Старого света. В 4 т. 2-е изд. СПб.: П. П. Сойкин, 1901. Т. 1. С. II.
100 Больше всего Елисеев увлекся антропологией и этнологией. В Египте он и его товарищ воспользовались поддержкой патриархии и консула в Александрии. В путешествии по Египту Елисееву удалось заняться антропологическими исследованиями. Сам он пишет об этом так:
101 «Здесь впервые на Востоке я применил свой антропологический циркуль, пользуясь тем, что ко мне пришло за помощью несколько туземных арабов […] Делать нечего – пришлось принимать больных и расходовать свою небольшую дорожную аптечку. Под видом диагноза я произвел несколько антропологических измерений…»76
76. Там же. С. 180.
102 Елисеев в эту поездку посетил внутренние районы Египта, древнюю столицу Египта Танис, а также Фаюм – столицу коптов, прямых потомков древних египтян. Везде он проводил антропологические исследования77. После этого Елисеев с товарищем, пройдя с караваном по пустыне, посетили монастырь Св. Екатерины. Здесь они встретили русских паломников, подвижничество которых поразило Елисеева в таком отдаленном от России месте:
77. Там же.
103 «Странно было видеть на берегах Красного моря наших крестьян в их национальных костюмах, больших сапогах, красных рубахах, зипунах, с котомками за плечами и синайскими ветвями в руках»78.
78. Елисеев. По белу свету… С. 226.
104 Следующую поездку Елисеев совершил в 1885 г. по поручению Православного палестинского общества для изучения русского паломничества на Святой земле79. Елисеев выполнил поручение, однако его заветной целью было поехать в Феццан (Ливийскую пустыню) с целью изучения туарегов. Прибыв в Триполи, он «с помощью одного итальянского купца примкнул к большому каравану, шедшему в глубь Сахары»80. Однако из-за агрессивного отношения племен им пришлось вскоре вернуться. На корабле Елисеев отправился в Тунис, где осмотрел развалины Карфагена и древние мегалитические постройки, а оттуда – в Алжир, где изучал дольмены. Алжир поразил путешественника своей ухоженностью и развитием – он пишет, что Северный Алжир – это «настоящий европейский уголок»81.
79. Елисеев А. В. Антропологическая экскурсия в Сахару через Триполи, Тунис и Алжир (сообщение, сделанное на общем собрании Императорского Русского географического общества 1 мая 1885 года). СПб.: Тип. А. С. Суворина. 1885 С. 1.

80. Там же. С. 3–4.

81. Там же. С. 10.
105 Звание врача вызывало уважение у местных племен, в результате чего Елисеев, оказывая по дороге помощь больным и одновременно занимаясь антропологическими исследованиями, смог обеспечить себе путь в Сахару, пребывание в Гадамесе и обратный путь. Елисеев назвал Гадамес сердцем севера Сахары: «Гадамес – столица древнего царства герамантов, уходившего далеко в Сахару и оставившего наиболее следов своей культуры в области великой пустыни»82. Изучая берберов, Елисеев пришел к интересному выводу о близости по типу лица туарега и дагестанца. Туарег, по мнению ученого, «самый чистый бербер Африки»83.
82. Там же. С. 35.

83. Там же. С. 37.
106 Из-за нападения туарегов на караван путешественникам пришлось пойти на запад, в Алжир. Елисеев посетил здесь город Алжир, затем Оран, откуда морем отправился в Танжер и Марокко84. В пустыне исследователь изучал также ее флору и фауну. Елисеев пришел к выводу, что «ее ландшафт (пустыни Сахары. – В. Р.) не представляет собою совершенно безжизненной пустыни»85. Елисеев насчитал 15 видов млекопитающих. Домой он возвращался через Лиссабон и всю Европу.
84. Там же. С. 46.

85. Бабков. По Африке… С. 82.
107

Рис. 5. Гадамес. Фото В. Рябовой

108 В 1893–1894 гг. Елисеев совершил путешествие в Судан и Эфиопию. Поездка была не очень удачной, поскольку на караван напали арабы. Путешественникам пришлось добираться из пустыни до Нила и далее – до Асуана, где они пересели на пароход. Последняя поездка Елисеева состоялась в 1895 г. в Абиссинию, о чем он сделал доклад в Императорском Русском географическом обществе:
109 «Он рассказывал о путях, пройденных им по невысоким плато, усыпанным глыбами базальта, о лесах Абиссинии, о Хараре, где ему довелось провести около двух недель […] Это была последняя экспедиция Елисеева в Африку и последнее путешествие в его жизни: 22 мая он скоропостижно скончался от крупозного воспаления легких»86.
86. Там же. С. 87.
110 В самом конце XIX в. в Африке побывал известный путешественник М. И. Венюков. Помимо Северной Африки он посетил острова у восточного побережья Африки87. В это же время другой путешественник А. К. Булатович прошел огромные пространства Абиссинии, открыв «целый горный хребет, простирающийся на сотни километров с севера на юг к западу от реки Омо»88.
87. Горкунг, Олейников. Географическое изучение Африки в России… С. 41.

88. Там же. С. 63.
111

Возникновение русской диаспоры в Африке

112 Результатом деятельности русских ученых-путешественников стало постоянное повышение интереса к Африке, что вылилось в большое количество поездок на этот континент, а затем и в появление здесь российских иммигрантов. Во второй половине XIX в. стали складываться компактные общины русских в африканских странах, т. е. диаспоры. Только в одном 1894 г., по данным отчета МИД России, в Африку уехали 85 чел.89 По мнению исследователя Египта В. В. Белякова, русские начали селиться в этой стране в первой четверти XIX в. В 1881 г. их было 108 чел., а к началу ХХ в. – численность русской диаспоры в Египте превысила 3 тыс. чел.90
89. ГАРФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 483. Л. 54.

90. Беляков В. Русские женщины в Египте // Азия и Африка сегодня. 2008. № 9. С. 48.
113 В 1880-е гг. в Эфиопии обосновалась группа казаков во главе с атаманом Н. И. Ашиновым. Они создали казачью станицу Новая Москва у выхода из Красного моря в Аденский залив. Из донесения английского дипломата в Министерство иностранных дел Великобритании от 25 января 1889 г. можно предположить, что станица насчитывала до 800 казаков91. Появление станицы вызвало негативную реакцию у Англии и Франции, поскольку было ясно, что здесь прослеживаются политические цели России закрепиться на важном участке прохождения торговых путей и в чисто частную инициативу не очень верилось, «ибо оттуда можно осуществлять контроль над самыми удобными путями вглубь страны, а кроме того, оно может служить гаванью для укрытия судов…»92.
91. Донесение английского дипломата консула в России Уогстаффа министру иностранных дел Великобритании Р. А. Солсбери об экспедиции Н. И. Ашинова в Эфиопию. 1889 г. // Россия и Африка… С. 61.

92. Там же.
114 Еще одной значительной областью формирования российской диаспоры стала Южная Африка. Интерес к ней со стороны России был связан с обнаружением в этом регионе во второй половине XIX в. крупнейших в мире месторождений золота и алмазов. По свидетельству Давидсона, «с 1880-х годов до начала Первой мировой войны (из России. – В. Р.) туда переселилось около 40 тыс. человек (преимущественно евреев, бежавших от погромов и дискриминации)»93.
93. Давидсон. Предисловие... С. 8.
115 Таким образом, контакты России с Африкой имели место в основном в трех областях: паломничество, развитие торговых связей и, начиная с XIX в., – научные исследования. Кроме того, к концу XIX в. еще одной областью контактов стал туризм, поскольку многие россияне стали приезжать в Африку с целью увидеть этот прекрасный и таинственный континент. Активизация деятельности в этих направлениях дала толчок развитию отношений России и стран Африканского континента в самых различных сферах: науке, культуре, экономике, а также в социально-политической сфере. Зримым результатом этих связей, их постоянного развития, стало образование диаспор на Африканском континенте.

References

1. Babkov, I. I. (1949) Po Afrike. Puteshestvie E. P. Kovalevskogo, V. V. Iunkera, A. V. Eliseeva [Africa. The Journey of E. P. Kovalevsky, V. V. Yunker, and A. V. Eliseev]. Moskva: Gosudarstvennoe izdatel’stvo geograficheskoi literatury.

2. Balabanov, I. V. (2008) Monastyr’ Sviatoi Ekateriny. Gora Moiseia. Gora Sviatoi Ekateriny. [St. Catherine Monastery. The Mountain of Moses. The Mountain of St. Catherine]. Moskva: I. V. Balabanov.

3. Balandinskii, N. Pervaia russkaia ekspeditsiia v Afriku: Egor Kovalevskii i Lev Tsenkovskii, 1847–1848 gg. [The First Russian Expedition to Africa: Egor Kovalevsky and Lev Tsenkovsky (Leon Cienkowski), 1847–1848], https://www.geografia.ru/emp4.html.

4. Beliakov, V. (2008) Russkie zhenshchiny v Egipte [Russian Women in Egypt], Aziia i Afrika segodnia, no. 9, pp. 48–52.

5. Beliakov, V. V. (2003) “K beregam sviashchennym Nila…” Russkie v Egipte [“Towards the Sacred Banks of the Nile…” Russians in Egypt]. Moskva: Gumanitarii.

6. Bogucharskov, V. T. (2006) Istoriia geografii [A History of Geography]. Moskva: Akademicheskii proiekt.

7. Brem, A. (Brehm, A.) (1958) Puteshestvie po Severo-Vostochnoi Afrike [A Journey Across North-East Africa]. Moskva: Gosudarstvennoe izdatel’stvo geograficheskoi literatury.

8. Davidson, A. B. (1999) Predislovie [Foreword], in: Davidson, A. B. (ed.) Rossiia i Afrika. Dokumenty i materialy. XVIII v. – 1960 g. [Russia and Africa. Documents and Materials, 18 th Century – 1960]. Moskva: IVI RAN, vol. 1.: XVIII v. – 1917 g. [18 th Century – 1917], pp. 3–10.

9. Davidson, A. B. (2017) …Izhe imenuetsia Afrika. Vesti iz russkoi stariny [... Which is Named Africa. The News from Olden Russia]. Moskva: Printsipium.

10. Davidson, A. B. “Chernaia Afrika” v istorii Rossii: opyt trekh stoletii [“Black Africa” in the History of Russia: The Experience of Three Centuries], https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_38/2290.htm.

11. Donesenie angliiskogo diplomata konsula v Rossii Uogstaffa ministru inostrannykh del Velikobritanii R. A. Solsberi ob ekspeditsii N. I. Ashinova v Efiopiiu [A Report of the British Consul in Russia Wagstaff to the British Foreign Minister R. A. Salisbury about N. I. Ashinov’s Expedition to Ethiopia] (1889), in: Davidson, A. B. (ed.) Rossiia i Afrika. Dokumenty i materialy, XVIII v. – 1960 g. [Russia and Africa. Documents and Materials, 18 th Century – 1960]. Moskva: IVI RAN, vol. 1.: XVIII v. – 1917 g. [18 th Century – 1917], pp. 61–67.

12. Eliseev, A. V. (1885) Antropologicheskaia ekskursiia v Sakharu cherez Tripoli, Tunis i Alzhir (soobshchenie, sdelannoie na obshchem sobranii Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva 1 maia 1885 goda) [An Anthropological Excursion to Sahara via Tripoli, Tunisia and Algeria (A Report Presented at the General Meeting of the Imperial Russian Geographical Society on May 1, 1885)]. Sankt-Peterburg: Tipografiia A. S. Suvorina.

13. Eliseev, A. V. (1901) Po belu svetu. Ocherki i kartiny iz puteshestvii po trem chastiam Starogo sveta. V 4 t. 2-e izd. [Around the World. Essays and Pictures from the Journeys Around Three Parts of the Old World. In 4 vols. 2 nd ed.]. Sankt-Peterburg: P. P. Soikin, vol. 1.

14. Gorkung, M. B., and Oleinikov, I. N. (1977) Geograficheskoe izuchenie Afriki v Rossii [Geographical Studies of Africa in Russia], in: Davidson A. B., and Nersesov, G. A. (eds.) Izuchenie Afriki v Rossii (dorevoliutsionnyi period) [African Studies in Russia (the Pre-Revolutionary Period)]. Moskva: Nauka, pp. 30–71.

15. Gorozhanskii, Ia. I. (1884–1885) Khozhdenie arkhimandrita Grefeniia v Sviatuiu zemliu [The Journey of Archimandrite Grethenius to the Holy Land], Russkii filologicheskii vestnik, 1884, no. 4, pp. 251–312; 1885, no 1, pp. 1–43.

16. Grigorovich-Barskii, V. G. (1778) Peshekhodtsa Vasiliia Grigorovicha-Barskago-Plaki-Albova, urozhentsa kievskago monakha antiokhiiskago, puteshestvie k sviatym mestam, v Evrope, Azii i Afrike nakhodiashchimsia… [The Journey of Vasily Grigorovich-Barsky-Plaki-Albov, a Native of Kiev, the Monk of Antioch, to Holy Places in Europe, Asia, and Africa…]. Sankt-Peterburg: Pri Imperatorskoi akademii nauk.

17. Gromyko, A. A. (ed.) (1986) Afrika. Entsiklopedicheskii spravochnik. V 2 t. [Africa. An Encyclopedic Reference Book. In 2 vols.]. Moskva: Sovetskaia entsiklopediia.

18. Iunker, V. V. (1949) Puteshestviia po Afrike (1877–78 i 79–86 gg.) [Travels in Africa (1877–1878 and 1879–1886). Moskva: Gosudarstvennoe izdatel’stvo geograficheskoi literatury.

19. Jefimoff, D. (1838) Brevi cenni sull’architettura egiziana ed in particolare sui varj generi delle colonne in essa impiegate dagli antichi proposti alla insigne e pontificia Accademia di San Luca. Roma, 1838.

20. Karamzin, N. M. (1989) Predaniia vekov. Skazaniia, legendy, rasskazy iz “Istorii gosudarstva Rossiiskogo” [The Lore of Centuries. Tales, Legends, Stories from the “History of the Russian State”]. Moskva: Pravda.

21. Khozhdenie arkhimandrit Agrefen’ia obiteli Presviatyia Bogoroditsa okolo 1370 goda [Journey of Archimandrite Agrethenius from the Monastery of the Most Holy Mother of God, around 1370] (1896), Pravoslavnyi palestinskii sbornik, vol. 16, no 3 (48) p. 1–20.

22. Khozhenie gostia Vasiliia v Maluiu Aziiu, Egipet i Palestinu [The Journey of Merchant Vasily to Asia Minor, Egypt, and Palestine] (1984), in: Prokof’ev, N. I. (ed.) Kniga khozhenii. Zapiski russkikh puteshestvennikov XI–XV vv. [The Book of Journeys. The Notes of Russian Travelers of 11 th –15 th Century]. Moskva: Sovetskaia Rossiia, pp. 169–177.

23. Khozhenie Varsonofiia v Egipet, na Sinai i v Palestinu [The Journey of Varsanofius to Egypt, Sinai, and Palestine] (1984), in: Prokof’ev, N. I. (ed.) Kniga khozhenii. Zapiski russkikh puteshestvennikov XI–XV vv. [The Book of Journeys. Notes of Russian Travelers of 11 th –15 th Century]. Moskva: Sovetskaia Rossiia, pp. 162–168.

24. Khozhenie za tri moria Afanasiia Nikitina [Afanasy Nikitin’s Journey Beyond the Three Seas] (1984), in: Prokof’ev, N. I. (ed.) Kniga khozhenii. Zapiski russkikh puteshestvennikov XI–XV vv. [The Book of Journeys. Notes of Russian Travelers of 11 th –15 th Century]. Moskva: Sovetskaia Rossiia, pp. 178–196.

25. Kokovtsev, M. G. (1787) Dostovernyia izvestiia o Al’zhire o nravakh i obychaiakh tamoshniago naroda; o sostoianii pravitel’stva i oblastnykh dokhodov; o polozhenii Varvariiskikh beregov; o proizrasteniiakh i o prochem; s vernym chertezhem…. [Reliable Reports on Algeria about the Customs and Traditions of the Local People; about the State of Government and Regional Revenues; about the Situation on the Barbarian coasts; about Plants and Other Things; with the Correct Map…]. Sankt-Peterburg: Izdano pod smotreniem i na izhdiveniem Feodora Tumanskago. Pechatano u Shnora.

26. Korostovtsev, M. A. (1977) Stanovlenie egiptologii v Rossii [Development of Egyptology in Russia], in: Davidson A. B., and Nersesov, G. A. (eds.) Izuchenie Afriki v Rossii (dorevoliutsionnyi period) [African Studies in Russia (the Pre-Revolutionary Period)]. Moskva: Nauka, pp. 5–15.

27. Kosven, M. O. (1956) Pervyi russkii afrikanist M. G. Kokovtsev [The First Russian Africanist M. G. Kokovtsev], Sovetskoe vostokovedenie, no. 2, pp. 91–95.

28. Kovalevskii, E. P. (1849) Puteshestvie vo vnutrenniuiu Afriku. V 2 ch. [A Journey to Inner Africa. In 2 parts]. Sank-Peterburg: Tipografiia Eduarda Pratsa.

29. Lisianskii, Iu. F. (1977) Puteshestvie vokrug sveta v 1803, 4, 5 i 1806 godakh na korable “Neva” [The Journey around the World in 1803, 1804, 1805 and 1806 on the Ship “Neva”]. Vladivostok, Dal’nevostochnoe knizhnoe izdatel’stvo.

30. Mazin, K. A. (2007) Genezis vyezdnogo turizma iz Rossii. XVIII vek [The Origins of Foreign Tourism in Russia. 18 th Century], in: Poliakov, Iu. A. (ed.) Migratsii i turizm v Rossii [Migrations and Tourism in Russia]. Moskva: MGUS.

31. Murav’ev, A. N. (1832) Puteshestvie po sviatym mestam v 1830 godu [A Journey to the Holy Places in 1830]. Sankt-Peterburg: Tipografiia III otdeleniia Sobstvennoi Ego Imperatorskogo Velichestva kantseliarii, part 1.

32. Patriarshaia ili Nikonovskaia letopis’ [The Patriarch’s or Nikon Chronicle] (1862), in: Polnoe sobranie russkikh letopisei, izdannoe po vysochaishemu poveleniiu Arkheograficheskoiu komissieiu [The Complete Collection of Russian Chronicles, Published by the Supreme Order of the Archeographic Commision]. Sankt-Peterburg: Tipografiia Eduarda Pratsa, vol. 9: Letopisnyi sbornik, imenuemyi Patriarsheiu ili Nikonovskoiu letopis’iu [Collection of Chronicles Named Patriarch’s Chronicle or Nikon Chronicle].

33. Poslanie tsaria Ivana Vasil’evicha k aleksandriiskomu patriarkhu Ioakimu s kuptsom Vasil’em Pozniakovym i khozhdenie kuptsa Pozniakova v Ierusalim i po inym sviatym mestam 1558 goda. Predislovie I. E. Zabelina [The Letter of Czar Ivan Vasilievich to Alexandrian Patriarch Joachim [Sent] with Merchant Vasily Poznyakov, and the Journey of Merchant Poznyakov to Jerusalem and Other Holy Places in 1558. Preface by I. E. Zabelin] (1884). Moskva: Universitetskaia tipografiia.

34. Puteshestvie k sviatym mestam, nakhodiashchimsia v Evrope, Azii i Afrike, sovershennoie v 1820 i 1821 godakh sela Pavlova zhitelem Kirom Bronnikovym [A Journey to Holy Places in Europe, Asia and Africa, Made in 1820 and 1821 by Kir Bronnikov, Resident of the Village of Pavlovo] (1824). Moskva: Tipografiia S. Selivanovskogo.

35. Puteshestvie po Egiptu i Nubii v 1834–1835 gg. Avraama Norova. V 2 ch. [Avraam Norov’s Journey in Egypt and Nubia in 1834–1835. In 2 parts] (1840). Sankt-Peterburg: Tipografiia III otdeleniia Sobstvennoi Ego Imperatorskogo Velichestva kantseliarii.

36. Rafalovich, A. (1850) Puteshestvie po Nizhnemu Egiptu i vnutrennim oblastiam Del’ty. S kartoi i planami [A Journey in Lower Egypt and Inner Regions of the Delta. With a Map and Plans]. Sankt-Peterburg: Tipografiia Ia. Treia.

37. Sinai, Vizantiia, russkoe pravoslavnoe iskusstvo s VI do nachala XX veka / Muzei imeni Andreia Rubleva [Sinai, Byzantium, Russian Orthodox Art from the 6 th to the Early 20 th Century / Andrei Rublev Museum], https://rublev-museum.livejpurnal.com/324739html.

38. Sukhov, N. (2019) Istoriia russkoi emigratsii v Marokko v XX veke [The History of Russian Emigration in Morocco in the 20th Century]. Moskva: Institut vostokovedeniia RAN.

39. Tsenkovskii, L. S. (1850) Otchet o puteshestvii v Severo-Vostochnyi Sudan [A Report on the Journey to North-East Sudan], in: Grigor’ev, V. V. (ed.) Geograficheskie izvestiia za 1850 g. [Geographical Reports for 1850]. Sankt-Peterburg: Izdanie Russkogo geograficheskogo obshchestva, pp. 202–225.

40. Umanets, A. Poezdka na Sinai s priobshcheniem otryvkov o Egipte i Sviatoi zemle [A Journey to Sinai with the Attachment of Excerpts about Egypt and the Holy Land] (1850). Sankt-Peterburg: Tipografiia III otdeleniia Sobstvennoi Ego Imperatorskogo Velichestva kantseliarii, part 2.

41. Volkoff, O. (1972) Voyageurs russes en Egypte. Caire: Institut français d’archéologie orientale du Caire.

42. Vyderzhki iz dnevnika rossiiskogo muzykanta G. S. Lebedeva o prebyvanii ego v Kapskoi kolonii v 1798 godu [Excerpts from the Diary of Russian Musician G. S. Lebedev about His Stay in the Cape Colony in 1798] (1999), in: Davidson, A. B. (ed.) Rossiia i Afrika. Dokumenty i materialy, XVIII v. – 1960 g. [Russia and Africa. Documents and Materials, 18 th Century – 1960]. Moskva: Institut vseobshchei istorii RAN, vol. 1: XVIII v. – 1917 g. [18 th Century – 1917], pp. 22–24.

Comments

No posts found

Write a review
Translate