Roundtable “In Memoriam of N. A. Grigoryan (Towards the 90th Anniversary of Birth)”
Table of contents
Share
QR
Metrics
Roundtable “In Memoriam of N. A. Grigoryan (Towards the 90th Anniversary of Birth)”
Annotation
PII
S020596060003905-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Roman A. Fando 
Affiliation: S. I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Pages
218-221
Abstract

  

Date of publication
27.03.2019
Number of purchasers
89
Views
2379
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
Additional services for all issues for 2019
1 9 октября 2018 г. в Институте истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН прошел круглый стол «Памяти Н. А. Григорьян (к 90-летию со дня рождения)», организованный отделом истории биологических и химических наук ИИЕТ РАН, Российским обществом историков медицины и Московским обществом испытателей природы.
2 Юбилей известного историка науки и медицины был не просто данью памяти и поводом для празднований, он стал достаточно сильным стимулом для изучения наследия Норавард Андреевны Григорьян, ее учителей и коллег, работавших в институте. Круглый стол объединил ученых различных специальностей (историков науки и медицины, науковедов, психологов), что способствовало обсуждению широкого круга вопросов, касающихся психологии научного творчества и роли социокультурных факторов в выборе учеными той или иной исследовательской проблемы.
3 Заместитель директора по науке ИИЕТ РАН Р. А. Фандо рассказал о биографии замечательного ученого, подчеркнув, что она пронесла через всю свою жизнь принципы, которые выработала для себя в молодости, и была верна им до конца своих дней. Окружающие ее люди всегда удивлялись, откуда в этой маленькой женщине столько силы, правды и смелости? Фандо предположил, что многое в характере Норавард Андреевны было от ее родителей, а многое стало результатом осознанного самовоспитания.
4 Докладчик в мельчайших подробностях реконструировал переломные события в жизни Григорьян: рождение в Нагорном Карабахе, школьные годы в Баку, поступление в Первый Московский медицинский институт, учеба в аспирантуре на кафедре истории медицины, приход в Институт истории естествознания и техники АН СССР. Фандо отметил, что Норавард Андреевна любила литературу, и особенно поэзию. После двукратного прочтения она могла запомнить любое стихотворение. Любимыми ее поэтами были О. Т. Туманян и А. С. Пушкин, их она считала пророками и выразителями народной мудрости, призывающими к сохранению нравственных ценностей и уважению к своему отечеству. В поэзии Норавард Андреевна видела отражение окружающей жизни, как физической, так и духовной, а также возможность ответить на многие нерешенные для себя вопросы. Выступление было завершено стихами Туманяна, которые оказались созвучными жизненным принципам и идеалам Григорьян.
5 Профессор кафедры философии и истории медицины Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Б. Л. Лихтерман обобщил научное наследие Григорьян и выделил основные периоды ее творчества. Первый этап ее научной деятельности пришелся на 1952–1955 гг., когда молодая аспирантка изучала историю физиологии в контексте развития идей И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Итогом данной работы стала успешно защищенная в 1955 г. диссертация на степень кандидата медицинских наук «Развитие и обоснование идей И. П. Павлова в трудах М. К. Петровой». Второй этап пришелся на 1955–1986 гг., время активной и напряженной работы над написанием биографий выдающихся физиологов XIX– XX вв. А. Ф. Самойлова, Н. О. Ковалевского, А. Я. Данилевского и Н. Е. Введенского. На протяжении многих лет Норавард Андреевна изучала развитие физиологии в Казанском университете, с привлечением огромного количества архивных источников, выявлением ранее малоизвестных имен ученых, анализом важнейших когнитивных, социальных и политических факторов, повлиявших на ход развития мировой науки о процессах жизнедеятельности человека. Итогом ее фундаментального исследования стала докторская диссертация «Казанская физиологическая школа», успешно защищенная во Всесоюзном НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко в 1986 г. Третий творческий этап Григорьян, по мнению докладчика, был наиболее продуктивным и пришелся на 1987–2016 гг. В эти годы из-под пера Норавард Андреевны вышли блестящие книги по истории нейрофизиологии, которые можно назвать трилогией из биографий выдающихся исследователей И. М. Сеченова, И. П. Павлова и Л. О. Орбели. Несмотря на то что до этого времени уже были написаны научные биографии всех трех корифеев отечественной физиологии, Григорьян с огромным интересом взялась за эту работу, введя в научный оборот огромный массив ранее неизвестных документов из российских и зарубежных архивов. В ее монографиях детально изучено, как складывался характер и мироощущение будущих деятелей науки, красочно описаны различные качества их личностей. При написании биографий Норавард Андреевна не только воссоздала судьбы героев, но и детальным образом проанализировала социокультурный контекст конца XIX– первой половины XX в., переломного периода в истории нашей страны.
6 Лихтерман отметил, что в последние годы Григорьян обратилась к теме «Наука и искусство», ставшей новым направлением в работе института и привлекшей внимание к этим исследованиям молодых историков науки. В годичных конференциях ИИЕТ РАН появились секции и круглые столы, посвященные данной тематике. Сама Норавард Андреевна неоднократно обращала внимание на то, что проблемы взаимодействия науки и культуры всегда были в центре внимания выдающихся мыслителей прошлого.
7 Заведующий отделом историографии и источниковедения истории науки и техники ИИЕТ РАН С. С. Илизаров выступил с докладом «Историки биологии – ровесники Н. А. Григорьян в переписке С. Л. Соболя и Б. Е. Райкова». Более 60 лет проработала Норавард Андреевна в институте бок о бок с такими выдающимися историками науки, как С. Л. Соболь, С. Р. Микулинский, Л. Я. Бляхер, Э. Н. Мирзоян, Л. В. Чеснова, В. Н. Гутина, В. И. Назаров, Е. Б. Музрукова. Докладчик на основе документов из Архива РАН, в том числе переписки Соболя с Райковым, воссоздал историю сектора истории биологии ИИЕТ АН СССР 1950–1960-х гг., в котором происходило профессиональное формирование Григорьян, хотя до этого времени она уже прошла обучение в аспирантуре на кафедре истории медицины Первого Московского государственного медицинского института у профессора Ф. Р. Бородулина. Особое внимание докладчик уделил оценке Соболем и Райковым научных работ других молодых исследователей – Микулинского и Мирзояна; оба спустя годы стали непосредственными начальниками Григорьян. Она всегда с благодарностью вспоминала и своих учителей, и своих руководителей, и коллег по работе, считая, что они помогали ей профессионально расти и постигать необъятные просторы истории науки.
8 Положительные эмоции и вдохновение Григорьян черпала также в общении с родственниками, безмерно любя их и бережно храня семейные ценности. Не случайно активными участниками круглого стола стали дети Норавард Андреевны: Андраник, Александр и Ануш Сулейманяны. Андраник Грантович рассказал о роли своей мамы в становлении его личностных и профессиональных качеств. Как мама Норавард Андреевна была строгой и требовательной, всегда говорила, что в жизни дети должны достигать всего сами. При этом очень любила своих детей, старалась развивать их творческие способности, прививала любовь к литературе и изобразительному искусству. Так как она была ученым секретарем секции истории естествознания Московского общества испытателей природы, ей приходилось много общаться с известными биологами, приглашать их на различные мероприятия. Раз в месяц в Зоологическом музее МГУ им. М. В. Ломоносова с научными докладами по актуальным вопросам истории естествознания выступали приглашенные ученые: А. С. Северцов, М. С. Гиляров, Л. В. Белоусов, А. Е. Гайсинович, Л. Д. Лиознер, Л. И. Корочкин, И. Е. Амлинский и мн. др. Часто на эти заседания Норавард Андреевна приводила своих детей. В школьном возрасте Андраник заинтересовался биологией, стал участвовать в экспедициях и постигать азы научно-исследовательской работы, но в какой-то момент осознал, что живую природу он воспринимает не как объект изучения, а как эстетическую ценность. Постепенно вектор его интересов изменился, он стал увлекаться археологией, географией, психологией и по совету мамы поступил на психологический факультет МГУ, стал специалистом в области психологической антропологии.
9 Александр Грантович Сулейманян благодаря своей маме заинтересовался в юные годы событиями и героями прошлого, стал преподавателем истории. Он до сих пор поражается, с какой быстротой и точностью Норавард Андреевна оперировала историческими фактами и точными датами, знала мельчайшие подробности из жизни своих героев, могла проанализировать исторические явления и раскрыть причинно-следственные связи в череде событий. Александр Грантович подчеркнул, что его мама до последних дней жизни интересовалась судьбой России, верила в ее процветание и возрождение благодаря талантливым ученым, писателям, политикам и общественным деятелям. Размышления над событиями прошлого, изучение истории российской науки и образования привели ее к пониманию того, что, строя современность и мечтая о будущем, необходимо хранить историческую память.
10 Чувство юмора было неотъемлемым качеством Норавард Андреевны и помогало ей в повседневной жизни; иногда смешной репликой удавалось сгладить конфликт и расположить к себе человека. Ануш Грантовна Сулейманян вспомнила смешные моменты из своего общения с мамой. Она процитировала ее меткие и остроумные выражения, многие из которых стали понятными только спустя какоето время. Например, на вопрос «В чем смысл жизни?» Норавард Андреевна отвечала: «Делать добро другим». Проще говоря, смысл жизни появляется у человека тогда, когда он в большей степени забывает про собственное благополучие и посвящает себя детям, родителям, друзьям, работе. Неслучайно в современном обществе потребления, с присущим ему стремлением к обогащению и развлечениям, так остро звучит проблема «смысла жизни». Для Норавард Андреевны решение этого вопроса было очевидным. Близкие и друзья помнят ее как человека, который мог с достоинством и присущим ей чувством юмора преодолевать трудности судьбы.
11 В заключение своими воспоминаниями поделились сотрудники института, близко общавшиеся с Норавард Андреевной, – А. Н. Родный, Т. И. Ульянкина, О. П. Белозеров, О. Ю. Елина, М. С. Козлова. Коллеги по работе запомнили Норавард Андреевну как неординарного ученого и творчески одаренного человека, преданного любимому делу, семье, неутомимого труженика, посвятившего свою жизнь на пользу науке. После выступления докладчиков состоялась оживленная дискуссия, предметом которой стали возможные направления исследований по историографии истории науки, истории ИИЕТ РАН, научного наследия выдающихся ученых института. Было принято решение опубликовать выступления в рамках круглого стола, посвященного памяти Н. А. Григорьян, в отдельном сборнике.

Comments

No posts found

Write a review
Translate