Научные чтения «Традиции и новые подходы в изучении истории Академии наук (к 300-летию Российской академии наук)»
Научные чтения «Традиции и новые подходы в изучении истории Академии наук (к 300-летию Российской академии наук)»
Аннотация
Код статьи
S020596060031488-8-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Скрыдлов Андрей Юрьевич 
Аффилиация: Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Санкт-Петербург, Университетская наб., д.5, лит. Б
Выпуск
Страницы
210-213
Аннотация

                           

Классификатор
Получено
29.03.2024
Дата публикации
29.03.2024
Всего подписок
2
Всего просмотров
86
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
1 23 ноября 2023 г. в Санкт-Петербургском филиале Института истории естествознания и техники им.  С.  И.  Вавилова РАН прошли научные чтения с международным участием «Традиции и новые подходы в изучении истории Академии наук (к 300-летию Российской академии наук)». Мероприятие было организовано сектором истории Академии наук и научных учреждений и приурочено к празднованию в 2024 г. 300-летнего юбилея РАН.
2 Академия наук на протяжении трех столетий оставалась одним из ключевых центров научно-образовательного пространства России, играла важную роль в культурной и общественной жизни страны. Традиция изучения ее истории в ИИЕТ восходит к работам, которые велись в Комиссии по истории Академии наук СССР (КИАН), созданной в 1938 г. при Архиве АН СССР. Основной целью КИАН была «подготовка к публикации документов, отражающих жизнь и деятельность наиболее выдающихся русских ученых»1. Эту работу возглавил С. И. Вавилов. После его смерти последовала реорганизация, в результате которой в сентябре 1953 г. КИАН и ряд других академических комиссий вошли в состав Ленинградского отделения ИИЕТ АН СССР, ставшего центром изучения академической истории. С этой целью здесь была образована исследовательская группа, на основе которой в 1960 г. создан сектор истории Академии наук во главе с А.  В.  Предтеченским2. Под его непосредственным руководством была проведена огромная работа по редакционной подготовке и изданию фундаментальной «Истории Академии наук СССР», охватывающей XVIII–XIX вв.3 В последующие десятилетия сотрудники ЛО ИИЕТ А. В. Кольцов, Ю. Х. Копелевич, Т. Н. Кладо, М. И. Радовский, Е.  С.  Кулябко, Г.  Е.  Павлова, Е. В. Соболева и др. в своих исследованиях подробно рассматривали отдельные периоды ее истории.
1. Илизаров С. С. ИИЕТ в 1953 г. // 80 лет Институту истории науки и техники. 1932– 2012. История института в публикациях журнала «Вопросы истории естествознания и техники» / Ред. В. М. Орел. М.: РТСофт, 2012. С. 150–179.

2. Кольцов А. В. Как писалась «История Академии наук» // Вопросы истории естествознания и техники. 1999. № 3. С. 150.

3. История Академии наук СССР / Гл. ред. К.  В.  Островитянов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958–1964. Т. 1–2. О проблеме подготовки третьего тома «Истории Академии наук» см. подробнее: Колчинский Э. И. Историко-научное сообщество в Ленинграде – Санкт-Петербурге в 1950–2010-е гг. СПб.: Нестор-История, 2013. С. 45.
3 Сегодня сотрудники сектора истории Академии наук и научных учреждений СПбФ ИИЕТ РАН, продолжая эту историографическую традицию на новом исследовательском уровне с применением современной методологии, разрабатывают актуальные проблемы институциональной, когнитивной и социальной истории Академии наук XVIII – первой трети XX  в. В рамках научных чтений были представлены результаты исследовательской работы последних лет. В мероприятии приняли участие коллеги из других научных учреждений Санкт-Петербурга: Музея антропологии и этнографии РАН, Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Библиотеки РАН, Зоологического института РАН. К конференции присоединились гости из Института востоковедения им. З. И. Буниятова Национальной академии наук Азербайджана.
4 Заседание открыла директор СПбФ ИИЕТ РАН Н.  А.  Ащеулова, которая зачитала приветствие председателя Санкт-Петербургского отделения РАН, академика А. И. Рудского. Работу научных чтений продолжил В. С. Соболев (СПбФ ИИЕТ РАН) докладом «Академия наук и сохранение национального научного и культурного наследия». Автор проанализировал эволюцию понятия «культурное наследие» на разных этапах академической истории, обобщил многогранную деятельность Академии наук в этой сфере и пришел к выводу о том, что первое научное учреждение России само по себе являлось и является одним из важных носителей глубоких традиций науки и культуры. М. Г. Сеидбейли (Институт востоковедения НАНА) выступила с историографическим обзором трудов об Академии наук, подготовленных в Азербайджане. В докладе «Традиции изучения истории Академии наук в Азербайджане: по материалам издания “Академия – сборник документов: постановления, протоколы, переписка (1920–1991  гг.)”» рассматривалась история научных связей между академическими учреждениями России и Азербайджана. Особый акцент был сделан на изучении влияния государственной научной политики на развитие региональной структуры Академии наук. На примере указанного в названии доклада сборника был показан процесс выявления и введения в научный оборот новых источников по истории академической науки в Азербайджане, в том числе документов, с которых недавно был снят гриф секретности. Актуальным историографическим проблемам изучения предыстории основания Академии наук был посвящен доклад В.  А.  Куприянова (СПбФ ИИЕТ РАН) «Идеи Г. В. Ф. Лейбница об организации науки в России: константы историографии». Автор изучил представления о роли Лейбница в основании Академии наук, закрепившиеся в российской и европейской традиции. Докладчик подчеркнул значение работ В. И. Герье и Ю. Х. Копелевич для объективного понимания значения трудов европейского интеллектуала в формировании академической идеи в России.
5 Серию докладов, посвященных малоизученным аспектам истории Академии наук XVIII столетия, открыла Н. П. Копанева (МАЭ РАН) докладом «М.  В.  Ломоносов о реформе Академии наук». Автор проанализировала документы выдающегося отечественного ученого, содержащие в себе критику регламента 1747 г. и общего положения дел в академии, обобщила основные предложения по изменению порядка управления академией. Ключевые из них – упразднение Академической канцелярии и передача управления Академией наук ученым, укрепление образовательных функций, изменение структуры доходов академии в пользу исключительно государственного финансирования. В.  А.  Сомов (независимый исследователь) в докладе «По следам аббата Шаппа д’Отроша: академическая экспедиция Жака Андре Малле и Жана Луи Пикте на русский Север (1768–1769 гг.)» осветил историю экспедиции 1769 г. на Кольский полуостров для наблюдения прохождения Венеры по диску Солнца. Автор ввел в научный оборот путевые дневники швейцарских ученых Ж.-А. Малле и Ж.-Л. Пикте, в которых нашла отражение повседневная жизнь Академии наук второй половины XVIII в. Доклад Е.  С.  Стецкевич (РАНХИГС) «“Королевский географ”, механик, камнерез: Исаак Брукнер (1686–1762) на службе в Российской империи» посвящался реконструкции биографии талантливого механика, изобретателя и мастера научных инструментов. Уроженец Швейцарии, Брукнер служил в России в 1733–1748 гг. и принимал участие в организации при Академии наук мастерских по обработке минералов. Он успел воспитать в России значительное число учеников в области приборостроения и в камнерезном искусстве. Научные приборы, созданные мастером, хранятся в музейных собраниях России и Швейцарии. В биографии Брукнера отразились важнейшие черты эпохи европейского Просвещения: открытость границ, взаимосвязь науки, художеств и образования.
6 Сюжеты, связанные с организацией прикладных исследований в XIX в., получили освещение в двух выступлениях сотрудников Санкт-Петербургского филиала ИИЕТ РАН. В докладе «Академия наук и развитие статистических исследований в России (первая половина XIX в.)» А.  Ю.  Скрыдлов проанализировал процесс институциализации в Академии наук государствоведения – раннего описательного направления статистических исследований. Опираясь на широкий круг опубликованных источников и архивных материалов, автор рассмотрел процесс вхождения статистики в перечень академических дисциплин, обобщил вклад первых академиков-статистиков в развитие этой отрасли знаний, рассмотрел различные формы поддержки Академией наук статистических исследований. Т.  Ю.  Феклова в докладе «Академия наук и организация магнитно-метеорологических исследований в Тихоокеанском регионе во второй половине XIX в.» остановилась на истории трех магнитно-метеорологических обсерваторий, в создании которых Академия наук принимала непосредственное участие. Автор пришла к выводу, что к 1870-м гг. метеорологические исследования были поставлены на высокий уровень, а Россия имела одну из самых протяженных в мире сетей метеорологических станций и обсерваторий. Это способствовало дальнейшему переходу от эмпирических наблюдений за погодой к появлению новой отрасли знаний – климатологии.
7 Проблеме расширения международных контактов Академии наук в новых социально-политических условиях был посвящен доклад Т. И. Юсуповой (СПбФ ИИЕТ РАН) «Восточный вектор международной деятельности Академии наук в 1920– 1930-е гг.: формирование турецкого направления». В докладе было отмечено, что первым шагом по налаживанию контактов с турецкими научными институтами стала командировка востоковеда В.  В.  Бартольда в Стамбул в 1926  г. Юсупова сфокусировалась на деталях ее организации, инициаторах, целях поездки ученого, кратко проанализировала ее результаты и значение в контексте международной деятельности Академии наук и укрепления межгосударственного сотрудничества СССР и Турции.
8 Отдельный тематический блок докладов был посвящен истории различных академических учреждений в XX в. О. А. Красникова (БАН) выступила с сообщением «Полярная комиссия Академии наук и исследования в Арктике в 1920–1930-е гг.: новый взгляд», в котором были представлены результаты изучения предпосылок создания комиссии в 1914 г., формы взаимодействия Академии наук и Морского министерства в ходе изучения северных территорий, показано влияние социально-политических потрясений на результаты ее работы. Е. Ф. Синельникова (СПбФ ИИЕТ РАН) в докладе «Научные общества в системе Академии наук СССР (1930–1950-е гг.)» рассмотрела процесс включения научных обществ в систему академических учреждений, проанализировала нормативно-правовые основы, формы и результаты их деятельности. В выступлении С.  И.  Зенкевич (БАН) «Из истории Централизованной библиотечной системы Библиотеки Академии наук (1930-е – 2000-е гг.) нашла отражение история деятельности Московского отделения БАН СССР, которое было создано в 1934 г. в связи с началом перевода Академии наук в Москву. Отмечена роль МО БАН в упорядочивании библиотечно-библиографического обслуживания переезжавших академических институтов. В докладе Н.  В.  Слепковой (ЗИН РАН) «История Зоологического института РАН в музейных выставках постсоветского периода» рассматривалась роль коммеморативных выставочных практик как стимула к изучению истории академических учреждений.
9 Продуктивная дискуссия в рамках научных чтений способствовала выявлению новых перспективных областей историко-научных исследований, организации междисциплинарного сотрудничества.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести