Феклова Т. Ю. Магнитно-метеорологическая обсерватория Академии наук в Пекине: хроники событий. М.; СПб.: Нестор-История, 2021. 272 с. ISBN 978-5-4469-1893-5
Феклова Т. Ю. Магнитно-метеорологическая обсерватория Академии наук в Пекине: хроники событий. М.; СПб.: Нестор-История, 2021. 272 с. ISBN 978-5-4469-1893-5
Аннотация
Код статьи
S020596060028712-5-1
Тип публикации
Обзор
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Малова Татьяна Игоревна 
Аффилиация: Санкт-Петербургский филиал Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН
Адрес: Санкт-Петербург, 1-я линия Васильевского острова, д. 30
Выпуск
Страницы
806-809
Аннотация

            

Классификатор
Получено
26.12.2023
Дата публикации
29.12.2023
Всего подписок
9
Всего просмотров
95
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать Скачать pdf 100 руб. / 1.0 SU

Для скачивания PDF нужно оплатить подписку

Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Дополнительные сервисы на все выпуски за 2023 год
1 Рецензируемая монография посвящена историческим аспектам создания и становления Магнитно-метеорологической обсерватории Академии наук в Пекине – теме, которая нечасто затрагивается в современных историко-научных исследованиях. История обсерватории представлена в различных контекстах. Актуальность данной монографии обусловлена не только важностью конкретного историко-научного материала, но и современными политическими и социокультурными взаимоотношениями между Россией и Китаем.
2 В монографии в научный оборот введено большое количество фондовых и архивных материалов из Российского государственного исторического архива, Санкт-Петербургского филиала архива Российской академии наук, отдела рукописей Библиотеки Российской академии наук и других собраний, касающихся как исторических этапов развития самой обсерватории и деятельности ее директоров, так и их роли в развитии метеорологии в целом.
3 Монография состоит из введения, девяти глав, заключения и приложений, в число которых входят также именной и географический указатели, что значительно облегчает чтение и работу с книгой. Приложения – это «Таблицы годовых температур воздуха в Пекине с 1841 по 1874 гг.», «Интенсивность и количество годовых осадков в Пекине в 1841–1874 гг.», «Указатель фондов Пекинской обсерватории (1878 г.)», «Список имущества и инструментов Пекинской обсерватории (1878 г.)». Географический указатель заслуживает отдельного внимания, так как построен он по следующему принципу: все объекты, встречающиеся по ходу повествования в монографии, представлены в табличной форме с указанием географических координат и высоты над уровнем моря (в необходимых случаях). Для некоторых объектов такой информации не обнаружилось, но их – минимальное количество: город Лень-цзинь, торговое поселение Маймачен, остров Юссари и некоторые другие.
4 Первая глава посвящена Русской духовной миссии в Пекине, совмещавшей миссионерскую, дипломатическую, торговую и научную деятельность. Это был уникальный феномен не только в истории Русской православной церкви, но и в истории западно-христианской церкви. Сотрудниками миссии были собраны богатейшие коллекции, проведены различные изыскания, в частности, благодаря тому, что ученые Академии наук, действуя под прикрытием миссии, проводили на территории Китая многочисленные научные экспедиции.
5 Во второй главе дается описание научных исследований в Китае в первой половине XIX в. Здесь любопытным видится представление истории естественно-научных изысканий в контексте изменений, которые происходили в Русской духовной миссии и которые могут быть подразделены на несколько этапов: в 1805, 1819, 1829 и 1839 гг. Детально описаны состав миссии на каждом этапе, изменения, происшедшие на стадии комплектации миссии материалами и инструментами, сметы, затраты, инструкции, составляемые для членов миссии, а также полученные научные результаты по каждому из реализуемых направлений.
6 Интересной представляется третья глава о развитии геомагнитных исследований в России, без которой понимание результатов, достигнутых в рамках работы Пекинской обсерватории, было бы неполным. Именно благодаря достижениям, полученным на станциях и в обсерваториях России, был выработан своего рода эталон для проведения различного рода исследований в зарубежных обсерваториях. В монографии представлено развитие магнитно-метеорологических исследований в России на базе Главной физической обсерватории, «Положение» для которой было утверждено 1 (13) апреля 1849 г. Николаем I.
7 В четвертой главе дается описание Пекинской магнитно-метеорологической обсерватории на различных этапах ее развития. Рассматриваются периоды: 1848–1856 гг. (директор – К. А. Скачков), 1856– 1862 гг. (Д. А. Пещуров), 1862–1867 гг. (К. К. Нейман). Привлекательным выглядит комплексный подход к описанию каждого из рассматриваемых периодов: представляются биографические сведения о директорах обсерватории, достигнутые за указанное время научные результаты и сопутствующая информация. Подчеркивается, что основание Пекинской магнитно-метеорологической обсерватории привело к комплексному развитию метеорологии на Дальнем Востоке.
8 Пятая глава монографии представляет развитие магнитно-метеорологических исследований в Китае в период, когда обсерваторию возглавлял Г. А. Фритше. Это время сопряжено с большим количеством экспедиций, для участников которых Пекинская обсерватория выступала в роли опорного пункта, где исследователи могли проверить или позаимствовать недостающие инструменты и получить различного рода инструкции. Фритше активно помогал с вычислениями, проведенными другими исследователями, а также составлял карты, что характеризует его как незаурядного ученого.
9 Отдельный блок монографии – шестая глава – посвящен началу систематических метеорологических исследований в 1870-х гг., в частности попыткам создания международной метеорологической сети. В этом вопросе огромная роль опять-таки принадлежит Фритше. Именно его совместная работа с Г. И. Вильдом – директором Главной физической обсерватории – способствовала существенному развитию метеорологии как науки не только в России, но и в мире. Вот только некоторые из достижений рассматриваемого периода: были определены высоты около 1000 пунктов как в Китае, так и в Российской империи; дано определение широты и долготы 300 пунктов; рассчитаны элементы земного магнетизма более чем в 500 точках; уточнены карты Северного Китая и восточной части Монголии. Одно из важнейших достижений – появление ряда новых метеорологических станций и замена инструментария на уже действующих. Благодаря действиям Фритше исследования стали проходить на регулярной и постоянной основе с четким соблюдением времени наблюдений. В дальнейшем именно через Пекинскую обсерваторию сибирские станции стали получать новые инструменты и книги, а также обмениваться данными с Главной физической обсерваторией в Санкт-Петербурге.
10 Седьмая глава – это описание библиотеки Пекинской магнитно-метеорологической обсерватории, началом которой послужило книжное собрание Русской духовной миссии, сформированное в основном из присланных из Санкт-Петербурга книг. Оснащением этого собрания изданиями по метеорологии, астрономии и земному магнетизму занимались директора обсерватории Скачков, Пещуров и Фритше. Книги из библиотеки Пекинской обсерватории имели хождение как внутри страны, так и за ее пределами, что было, безусловно, очень важно для распространения научных идей и развития интеграции между различными научными сообществами. В 1878 г. Фритше создал полный каталог библиотеки, к тому моменту собрание насчитывало 248 названий книг в 1154 томах.
11 27 ноября 1884 г. в Екатеринбурге и Иркутске были учреждены магнитно-метеорологические обсерватории. В этот же день императором Александром III был подписан указ об упразднении Пекинской обсерватории. Этому непростому периоду, когда целостная обсерватория превратилась, по сути, в небольшую магнитно-метеорологическую станцию, посвящена восьмая глава монографии. Наблюдения, однако же, были прерваны ненадолго: в феврале 1886 г. они были возобновлены. Затем опять был перерыв в наблюдениях – с марта по декабрь 1900 г., а в начале 1903 г. метеорологическая станция при Русской духовной миссии была перенесена на северо-восточный участок городской стены Пекина и 1 мая 1903 г. наблюдатели вновь приступили к работе. Разрушительно повлияло на развитие метеорологической станции начало Первой мировой войны. Прервались прежние связи, данные из Пекина перестали поступать в Главную физическую обсерваторию в Санкт-Петербурге. Как отмечает автор, скорее всего, какие-то фрагментарные наблюдения проводились и после 1914 г. (вплоть до полного закрытия Русской духовной миссии в 1955 г.), но данных об этом в архивах обнаружить не удалось.
12 Девятая глава посвящена описанию магнитно-метеорологических станций Пекинской обсерватории: Сиваньцзе, Келунг (Цзилун), Урга, Тяньцзинь, в крепости Дагу, Калган и Кяхта. Сеть станций охватила практически весь Китай, их обустройство и функционирование происходило в четком соответствии с требованиями Вильда.
13 Монография снабжена качественными иллюстрациями: фотографиями, чертежами, картографическими материалами. Часть иллюстраций позаимствована из архивных собраний, что, безусловно, привлекает заинтересованного читателя. Присутствуют также современные фотографии, выполненные автором во время пребывания в Китае. Эффектно оформлена обложка, в которой дизайнерские инновации гармонично сочетаются со строгим академическим стилем. Монография предназначена для всех интересующихся историей отечественной науки и техники и будет полезна исследователям истории метеорологии.
14 Из замечаний стоит отметить то, что масштабные таблицы годовых температур воздуха в Пекине с 1841 по 1874 г. (Приложение 1), наверное, стоило бы представить еще и в виде диаграмм для большей наглядности. Кроме того, сложно согласиться с изначальным утверждением автора, что метеорология – это молодая наука. Подразделы метеорологии, такие как синоптическая метеорология и динамическая метеорология, – да, вне всякого сомнения, но сама наука восходит корнями к Аристотелю.
15 Наверное, не очень убедительно звучит фраза из заключения: «Современные пугающие модели построения перспективного изменения климата не вполне корректны…» (с. 210). Современные модели не стоит представлять «пугающими»: они отражают научно-технический прогресс и призваны давать концептуальное представление явлений, в том числе и природных. Они являются приближенным описанием различных процессов, выраженным математическими символами. Их внутреннее «строение» должно быть известно и открыто только специалистам, которых подобными процессами «испугать» сложно. Хотя основной посыл автора – расширить информационное поле для специалистов, чтобы в ходе моделирования природных явлений в качестве инструментария выступали более длинные ряды климатических данных, – понятен и похвален.
16 В целом публикация монографии необходима как дань уважения нашим соотечественникам, приложившим титанические усилия для создания Пекинской обсерватории. Кроме того, данное издание крайне важно в преддверии празднования трехсотлетия Российской академии наук.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести