The Healing Goddess Gula as an Astral Goddess and Her Connection with the She-Goat and the Dog Constellations
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Healing Goddess Gula as an Astral Goddess and Her Connection with the She-Goat and the Dog Constellations
Annotation
PII
S020596060019225-9-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Gennady Kurtik 
Affiliation: S. I. Vavilov Institute for the History of Science and Technology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Pages
23-40
Abstract

Gula the healing goddess is one of the best-known goddesses of Ancient Mesopotamia. The earliest mentions of Gula date back to the first half of the 3rd millennium BC. In the 2nd millennium BC the worship of Gula became widespread in Mesopotamia. Later on Gula becomes an astral goddess; she is associated with Lyra, one of the brightest constellations in the northern sky. This article discusses the astral aspects of the goddess Gula as a constellation and her connection with the Goat and the Dog constellations, located respectively in the modern Lyra and Hercules. The complicated mythological relationships that existed between Gula and these constellations changed with time. Gula was regarded as the goddess of the Goat constellation while the Dog was Gula’s sacred animal. The article reviews the main characteristics of Gula and the two above-mentioned constellations, reconstructed from cuneiform sources pertaining to different types and periods, particularly astral epithets associated with Gula and images on the glyptics and boundary stones (kudurru). The figures of the Gula, the Goat, and the Dog constellations are reconstructed. It is shown that, at the end of the 3rd millennium BC, of these three constellations only the Goat and the Dog were identified in the Mesopotamian sky. Gula acquired astral significance not before the second half of the 2nd millennium BC.

Keywords
astronomy of ancient Mesopotamia, Mesopotamian constellations, goddess Gula, She-Goat constellation, Dog constellation
Received
04.10.2021
Date of publication
28.03.2022
Number of purchasers
3
Views
531
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite Download pdf 100 RUB / 1.0 SU

To download PDF you should sign in

Full text is available to subscribers only
Subscribe right now
Only article and additional services
Whole issue and additional services
All issues and additional services for 2022
1

Введение

2 Происхождение месопотамских созвездий – важная и до настоящего времени недостаточно изученная проблема. В статье обсуждаются различные аспекты этой темы при рассмотрении истории группы созвездий, находившихся в области современной Лиры и Геркулеса. Речь идет о созвездиях, известных в клинописных источниках как mul d Gula (богиня Гула), muluz3 (Коза) и mulur.gi7 (Пес).
3

Богиня-целительница Гула

4 Богиня-целительница Гула, или богиня врачевания, – одна из наиболее древних и почитаемых месопотамских богинь. Ее имя, записанное как dgu2.la2, встречается уже в самых ранних списках богов из Фары и Абу Салабиха (XXVI в. до н. э.)1. В дальнейшем ее имя записывалось как dGu-la, возможный идеографический вариант – dМЕ.ME2. Когда именно Гула стала богиней врачевания, в точности не известно. В период III династии Ура (XXI в. до н. э.) это была уже, по-видимому, установившаяся традиция. В эпоху Исина и Ларсы и в старовавилонский период (XX–XVI вв. до н. э.) ее значение в Месопотамии постепенно возрастало.
1. Krebernik, M. Die Götterlisten aus Fara // Zeitschrift für Assyriologie. 1986. Bd. 76. Nr. 2. S. 177, 194; Mander, P. Il pantheon di Abū Sālabīkh. Neapel: Instituto universitario orientale, 1986. P. 26, 83.

2. Frankena, R. Gula // Reallexikon der Assyriologie. 1971. Bd. 3. S. 695; Kraus, F. R. Nippur und Isin nach altbabylonischen Rechtsurkunden // Journal of Cuneiform Studies. 1951. Vol. 3. No. 1. P. 64f
5 Гуле как богине-целительнице и как астральной богине посвящена обширная научная литература, основанная на изучении клинописных текстов разных категорий и изображений в глиптике и на пограничных камнях кудурру. Большое внимание уделяется религиозным аспектам почитания Гулы как богини врачевания и ее роли в истории месопотамской медицины3. Отдельные статьи посвящены также астральным аспектам почитания Гулы как созвездия4. Тематика настоящей статьи отчасти затрагивалась нами в работе, вышедшей в 2019 г.5
3. См. прежде всего: Böck, B. The Healing Goddess Gula. Leiden; Boston: Brill, 2014; Collon, D. Neo-Assyrian Gula in the British Museum // Beschreiben und Deuten in der Archäologie des Alten Orients: Festschrift für Ruth Mayer-Opificius / M. Dietrich, O. Loretz (eds.). Münster: Ugarit–Verlag, 1994. P. 43–48; Frankena. Gula…; Lambert, W. G. The Gula Hymn of Bulluṭsa-rabi // Orientalia. 1967. Vol. 36. No. 2. P. 105–132; Ornan, T. The Goddess Gula and Her Dog // Israel Museum Studies in Archaeology. 2004. Vol. 3. P. 13–30; Reiner, E. Astral Magic in Babylonia. Philadelphia: The American Philosophical Society, 1995; Selz, G. Untersuchungen zur Götterwelt des altsumerischen Stadtstaates von Lagaš. Philadelphia: University of Pennsylvania Museum, 1995; Westenholz, J. G. Ninkarrak – An Akkadian Goddess in Sumerian Guise // Von Göttern und Menschen. Beiträge zu Literatur und Geschichte des Alten Orients. Festschrift für Brigitte Groneberg / D. Shehata, F. Weierhauser, K. V. Zand (eds.). Leiden; Boston: Brill, 2010. P. 377–405; Westenholz, J. G. Plethora of Female Deities // AsherGreve, J. M., Westenholz, J. G. Goddesses in Context: On Divine Powers, Roles, Relationships and Gender in Mesopotamian Textual and Visual Sources. Fribourg: Academic Press Fribourg; Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2013. P. 29–135.

4. Куртик Г. Е. Звездное небо древней Месопотамии. СПб: Алетейя, 2007, g35.

5. Kurtik, G. E. muluz3, mul dGula, and the Early History of Mesopotamian Constellations // Journal for the History of Astronomy. 2019. Vol. 50. No. 3. P. 339–359.
6 Исходным местом почитания Гулы в Южной Месопотамии был город Умма. Но она была известна под разными именами и во многих других городах и храмах – Исине, Ниппуре, Уре, Уруке, Сиппаре, Ларсе и др.6 Особое значение имел храм е2.gal.maḫ, букв. «высокий (возвышенный) храм», находившийся в Исине и посвященный Нинисине, позднее слившейся с Гулой7. Характеристики Гулы как богини врачевания при распространении ее культа переносились и на других месопотамских богинь, среди которых особое значение имели Нинисина8, Нинкаррак9, Нинтинуга10 и Баба, или Бау11. Их имена как синонимы Гулы нередко использовались в списках богов, текстах заклинаний и литературных текстах12. Имена некоторых из них (Нинкаррак, Баба) встречались также в астрономических текстах. Не только Гула влияла на характер местных богинь врачевания, но они также оказывали влияние на формирование ее образа.
6. Böck. The Healing Goddess Gula... P. 7ff; Frankena. Gula...; George, A. R. House Most High: The Temples of Ancient Mesopotamia. Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 1993; Sallaberger, W. Der kultische Kalender der Ur III-Zeit. Teil 1–2. Berlin; New York: Walter de Gruyter, 1993.

7. George. House Most High… P. 88.

8. Нинисина, букв. «госпожа Исина», – шумерская богиня, чье имя встречается в текстах с раннединастического периода (около XXVI в. до н. э.), одна из месопотамских богинь врачевания, со временем слившаяся с Гулой. Основное место почитания – Исин, который был культовым центром богини уже, по-видимому, в староаккадский период (XXIV–XXII вв. до н. э.). Ее культ получил распространение по всей Южной Месопотамии, однако после старовавилонского периода ее имя упоминается редко (Böck. The Healing Goddess Gula… P. 12–13; Edzard, D. O. Nin-Isina // Reallexikon der Assyriologie. 2000. Bd. 9. Lief. 5/6. S. 387–388).

9. Нинкаррак – богиня, по-видимому, не шумерского происхождения, возможно, принадлежащая к досемитским божествам Сирии; точное значение имени неизвестно. Имя встречается уже в раннединастических и, несомненно, в староаккадских текстах. Первоначально почиталась на северо-западе Месопотамии, на юге же считалась аккадской богиней и отождествлялась с Нинисиной. Как богиня врачевания приравнивалась к Гуле, но не слилась с нею полностью. Культ Нинкаррак засвидетельствован на протяжении II–I тыс. до н. э. (Westenholz. Ninkarrak – An Akkadian Goddess…).

10. Нинтинуга, букв. «госпожа, которая оживляет мертвых», – шумерская богиня врачевания, один из эпитетов – «врачеватель страны». Имя встречается уже в раннединастический период. Основное место почитания – Ниппур. Ее культ в Ниппуре надежно засвидетельствован в эпоху III династии Ура и в старовавилонский период. Со временем слилась с Гулой (Böck. The Healing Goddess Gula… P. 10–11; Edzard, D. O. Nin-tin-uga // Reallexikon der Assyriologie. 2000. Bd. 9. Lief. 5/6. S. 506).

11. Баба, или Бау, – шумерская богиня, имя встречается уже в раннединастический период; местом ее почитания был Лагаш, но первоначально, по-видимому, Гирсу. Многократно упоминается в текстах, связанных с династией Гудеа. Слияние Бабы с Нинисиной, а значит, и с Гулой, произошло после эпохи III династии Ура, а возможно, и ранее; один из ее эпитетов – «целительница черноголовых» (Böck. The Healing Goddess Gula… P. 13–14; Ebeling, E. Ba’u // Reallеxikon Assyriologie. 1928. Bd. 1. S. 432–433; Selz. Untersuchungen zur Götterwelt… S. 26–102.

12. Böck. The Healing Goddess Gula… P. 7–14; Kraus. Nippur und Isin… S. 64–75; Lambert. The Gula Hymn of Bulluṭsa-rabi…; Westenholz. Plethora of Female Deities… P. 82–86.
7 Из текстов конца II–I тыс. до н. э. известно, что Гула считалась богиней созвездия muluz3, «Коза», расположенного в созвездии Лира13. Со II тыс. до н. э. священным животным Гулы становится сидящая собака, имевшая также астральное значение как созвездие mulur.gi7, «Пес», и первоначально связанная с Нинисиной.
13. Kurtik. muluz3, mul dGula, and the Early History… P. 344–345.
8 Гула и созвездие Коза. Когда именно Гула приобрела астральное значение, неизвестно. Самое раннее свидетельство мы находим в лексическом списке звезд из Эмара (XIII в. до н. э.), в котором приведено тождество: mul (d)gu.la = ni-ik-ka-ra-a[k], «[созвездие] Гула = Нинкаррак»14. В этом тексте имя Гулы приводится в левой колонке, содержащей шумерограммы названий созвездий. То, что речь здесь идет именно о Гуле, а не о созвездии mulgu.la, «Великан» (= Водолей), звучавшего похоже, следует из отождествления с Нинкаррак. Очевидно, Гула уже почиталась как созвездие в период, когда составлялся этот текст. Важная особенность: в списке из Эмара muluz3 и mul (d)Gu-la приведены в разных строках как два разных небесных объекта; ничто не указывает на то, что они связаны15.
14. Arnaud, D. Recherches au pays ďAštata. Textes de la bibliothèque: trancriptions et traductions. Paris: Editions recherche sur les civilisations, 1987. P. 151:154′ (здесь и во всех подобных случаях первая цифра – это номер страницы в монографии или статье, вторая цифра – номер строки цитируемого клинописного текста).

15. Arnaud. Recherches au pays ďAštata… P. 151:154′, 166′.
9 В «Астролябии Б», датируемой XII в. до н. э.16, имя Гулы приводится в каталоге в числе звезд Энлиля непосредственно после muluz317. Это самый ранний известный нам текст, в котором явным образом засвидетельствована связь Гулы и созвездия Коза. Аналогичную запись – muluz3 dGu-la – находим в списке звезд Энлиля в новоассирийском трактате MUL.APIN (I i 24)18. В период, когда создавались эти тексты, Гула, очевидно, уже была связана с созвездием muluz3.
16. «Астролябия Б» – звездный календарь, содержащий даты гелиакических восходов 36 звезд / созвездий, по три звезды, в каждый из 12 месяцев вавилонского календаря. Современное издание текстов «астролябий» и анализ их содержания см. в: Horowitz, W. The Three Stars Each: The Astrolabes and Related Texts. Vienne: Institut für Orientalistik der Universität Wien, 2014.

17. Ibid. P. 105, Enlil 6.

18. Hunger, H., Pingree, D. MUL.APIN: An Astronomical Compendium in Cuneiform. Horn: Verlag Ferdinand Berger and Soehne, 1989. P. 25; среди вариантов данной строки: …-Nin?- kar?-ra-ak (Ibid. AA i 23).
10 Отождествление muluz3 и dGu-la засвидетельствовано также в новоассирийских медицинских текстах, содержащих описания ночных ритуалов для изготовления лекарств. В этих ритуалах часть действий совершалась ночью – ana IGI muluz3/d Gu-la, «перед Козой или Гулой»19.
19. Reiner. Astral Magic in Babylonia… P. 52–55.
11 Астрологическая серия «Энума Ану Энлиль» (сокращенно ЕАЕ), время составления которой относится к концу II – началу I тыс. до н. э., включала также предсказания по созвездиям. Среди них, однако, мы находим предсказания только для muluz3, имя (mul) dGulа, насколько нам известно, в прóтасисах не упоминается20. Вероятно, в эпоху создания ЕАЕ muluz3 и mul dGula уже считались двумя обозначениями одного созвездия, незачем было дублировать предсказания для разных названий21.
20. Куртик. Звездное небо древней Месопотамии… g35, V; u31, V.

21. Аналогичные ситуации имели место и в ряде других случаев, когда предсказания в серии ЕАЕ относились только к именам созвездий, а не божеств: mulgir2.tab – dIšḫara, mulur.gu.la – dLātarāk, mul gišmar.gid2.da – dNin-lil2, mulsipa.zi.an.na – dPap-sukkal и т. д. Для перечисленных случаев в текстах ЕАЕ приводятся предсказания только для названий созвездий, а не для соответствующих им именам богов.
12 Астральные эпитеты, связанные с Гулой. В текстах I тыс. до н. э. содержится ряд эпитетов, характеризующих Гулу как астральную богиню. Например, в новоассирийских заклинаниях находим: dGula gašan šurbūtum […] āšibat an-e ku3.meš, «Гула, госпожа великая […] живущая на небесах священных», dGula gašan šurbūtum […] ina mādūti mul.meš šamāmī, «Гула, госпожа великая […] среди многочисленных звезд небесных»22. В другом новоассирийском заклинании: (dGula) gašan gal-tum i[š-tu i-šid an]-e ina a-ṣi-i-ki, «[Гула], госпожа великая, когда она появляется и[з-за горизонта]», и там же [dgu-la ina qe₂]- reb an-e ru-qu-ti, «[Гула пос]реди небес высоких»23.
22. King, L. W. Babylonian Magic and Sorcery. London: Luzac and Co., 1896. No. 4. Rev. 24; No. 6:71, 77–78; Ebeling, E. Die akkadische Gebetsserie “Handerhebung”. Berlin: AkademieVerlag, 1953. S. 30–31, 46–47; Böck. The Healing Goddess Gula… P. 88–89.

23. Böck. The Healing Goddess Gula… P. 82–85:2, 12.
13 С ней связан, по-видимому, и эпитет šu.zi.an.na/šu.zi.gal.an.na, букв. «великая верная рука неба»24, отражающий в одно и то же время ее роль богини-целительницы и статус небесной богини.
24. Böck. The Healing Goddess Gula… P. 15, 80:3, 81–82. Имя богини dšu.zi.an.na приводится в «Большом списке богов» AN: d Anum I 184, датируемом средневавилонским периодом (Litke, R. L. A Reconstruction of the Assyro-Babylonian God-Lists, AN:dA-nu-um and AN:Anu ša2 amēli. New Haven: Yale Babylonian Collection, 1998. P. 41).
14 Несколько подобных определений мы находим в гимне Булутса-раби, посвященном Гуле. В. Г. Лэмберт датирует этот гимн приблизительно 1400– 700 гг. до н. э.25 Среди них находим выражения: ina an-e kak-ka-bi […] ra-bi, «на небе звезда моя великая…», характеристика Нинтинуги; ina an-e ṣi-ra-ku, «на небе я вознесена», речь идет о Нинкаррак; dGu-la be-let an-e u ki-tim a-naku-ma, «Я – Гула, госпожа неба и преисподней»26.
25. Lambert. The Gula Hymn of Bulluṭsa-rabi… P. 109.

26. Ibid. Lines 5, 54, 148.
15 В новоассирийском медицинском тексте встречаем тождество: muluz3 tur3 dGu-la, «[созвездие] Коза = загон Гулы»27, в котором созвездие Коза трактуется как область на небе, связанная с богиней Гулой.
27. Reiner. Astral Magic in Babylonia… P. 53.
16 Связанные с Гулой эпитеты встречаются и в некоторых астрономических текстах. Например, в списках ziqpu-звезд28 Вега (α Lyrae), самая яркая звезда в созвездии Лира, определяется как gašan.tin = bēlet balāṭi, «владычица жизни»29 – естественное название для Гулы, считавшейся богиней врачевания.
28. Ziqpu-звезды – последовательности звезд или групп звезд, кульминации которых позволяли фиксировать во время ночных наблюдений время с высокой степенью точности, см.: Куртик. Звездное небо древней Месопотамии… z11.

29. Schaumberger, J. Die Ziqpu-Gestirne nach neuen Keilschrifttexten // Zeitschrift für Orientforschung (N. F. 16). 1952. Bd. 50. S. 214–229; Horowitz, W., al-Rawi, F. N. H. Tablets from the Sippar Library IX. A Ziqpu-Star Planisphere // Iraq. 2001. Vol. 63. P. 171–181; Steele, J. M. Late Babylonian Ziqpu-Star Lists: Written or Remembered Traditions of Knowledge? // Traditions of Written Knowledge in Ancient Egypt and Mesopotamia / D. Bawanypeck, A. Imhausen (eds.). Münster: Ugarit-Verlag, 2014. P. 123–151; Куртик. Звездное небо древней Месопотамии… g09.
17 Такого рода определения фиксируют статус Гулы как небесной богини, однако они ничего не дают для прояснения истории Гулы как созвездия в более ранний период.
18 Изображения в глиптике и на кудурру. До нас дошло большое число изображений богини Гулы и ее собаки на печатях. Самые ранние восходят к старовавилонскому периоду, но большинство относятся к концу II–I тыс. до н. э. Некоторые из них носят астральный характер, в них явным образом засвидетельствована связь Гулы с небесной областью.
19

Рис. 1. Гула на троне и ее собака на новоассирийских печатях (прорисовка по: Collon. Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum: Cylinder Seals V… No. 232, 233, 234, см. также Kurtik. muluz3, mul dGula, and the Early History… Fig. 2-4)

20 На новоассирийских печатях Гула изображалась сидящей на троне, напоминающем стул, с «покрывалом» из звезд за ее спиной или позади спинки трона. Над ее головой также нередко изображались звезды и другие астральные символы30. Трон Гулы стоит на спине лежащей или сидящей собаки, причем Гула и собака обращены в одну сторону – направо или налево – и составляют единую композицию. В руках Гула держит кольцо и стержень, символы божественной власти, или небольшой серповидный предмет (согласно Д. Коллон, это скальпель31) или другие предметы, связанные с медицинской практикой (бандаж, текст-инструкцию). На печатях изображались и другие астральные символы – месяц, диск солнца, восьмилучевая звезда, семь точек Плеяд (рис. 1).
30. Collon, D. Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum: Cylinder Seals V. Neo-Assyrian and Neo-Babylonian Periods. London: British Museum Press, 2001. Nos. 232, 234, 235, 237, 238; Ornan. The Goddess Gula…; Watanabe, K. Seals of Neo-Assyrian Officials // Priests and Officials in the Ancient Near East / K. Watanabe (ed.). Heidelberg: Universitätsverlag C. Winter, 1999. P. 313–366. Fig. 18, 19, 24, 38, 39, 43.

31. Collon. Neo-Assyrian Gula…; Collon. Catalogue of the Western Asiatic Seals… P. 122; Watanabe. Seals of Neo-Assyrian Officials… P. 322.
21 Особый интерес представляет новоассирийская печать с изображением Гулы, которую нередко приводят в современных публикациях (рис. 2)32. На ней мы видим слева L-образную конструкцию, украшенную звездами, рядом с которой стоит Гула в одеянии. Она смотрит направо, над ее головным убором звезда. В правой руке она держит серповидный предмет (скальпель?), в левой, возможно, – бандаж или табличку с врачебной инструкцией. Перед ней – сидящая собака (над которой – символ месяца) и фигура просительницы; правее – дерево и стоящая вертикально на задних ногах коза / козел. На этой печати мы видим все элементы фигуры созвездия, о которых шла речь выше. Однако Гула здесь не сидит на троне, как на кудурру, а стоит вертикально. Это единственная известная нам печать, на которой Гула, ее собака и коза представлены вместе.
32. Collon. Catalogue of the Western Asiatic Seals… No. 238; Böck. The Healing Goddess Gula… P. 22. Fig. 1; Reiner. Astral Magic in Babylonia… P. 74.
22

Рис. 2. Гула, L-образная конструкция, украшенная звездами, ее собака и коза на новоассирийской печати (прорисовка по: Collon. Catalogue of the Western Asiatic Seals. Cylinder Seals V… No. 238, см. также Kurtik. muluz3, mul dGula, and the Early History… Fig. 7)

23 Изображения Гулы встречаются также на кудурру XII–XI вв. до н. э.33 Это сидящая на троне женская фигура в одеянии и головном уборе, обращенная направо, две ее руки приподняты (одна выше, другая ниже), рядом (или под троном) изображена сидящая собака, глядящая в ту же сторону, что и сама богиня (рис. 3).
33. Kurtik. muluz3, mul dGula, and the Early History… Fig. 1; Ornan. The Goddess Gula… P. 17, 19. Fig. 10‒14.
24 Астральные символы на печатях рядом с фигурой Гулы или ее собаки появились впервые в конце II тыс. до н. э. Самое раннее такое изображение, имеющее предположительно астральное значение (собака Гулы со звездой), происходит из Ашшура и датируется эпохой Тиглатпаласара I (1114–1076 гг. до н. э.)34 (см. рис. 4). На печатях мы не встречаем ни одного изображения, которое можно было бы интерпретировать как фигуру созвездия Гула.
34. Ornan. The Goddess Gula… P. 15. Fig. 6.
25 Фигура созвездия Гула. Описание Гулы как созвездия содержится в новоассирийском тексте VAT 9428 r. 14–16, впервые опубликованном Э. Вайднером35. Вот транскрипция и перевод соответствующего отрывка:
35. Weidner, E. Eine Beschreibung des Sternenhimmels aus Assur // Archiv für Orientforschung. 1927. Bd. 4. S. 73–85. Современное издание см.: Beaulieu, P.-A., Frahm, E., Horowitz, W., Steele, J. The Cuneiform Uranology Texts: Drawing the Constellations. Philadelphia: American Philosophical Society, 2018. Ch. 2.
26 [mul] dgu-la ṣal-mu lu-bu-uš-tu4 i[na SAG]-ša2 1 MUL e-ṣir / […ina Š]U ZAG-ša 2 MUL na-šat ŠU GUB3-ša2 x [x x] x GAR-at2 / […2 MUL.MEŠ] A2 ana A2 šap-la-an [... giš G]U.ZA eṣ-ru ([Созвездие] богини Гула, фигура в одеянии. Н[а] ее [голове] 1 звезда изображена. / [В] своей правой [руке] она несет (одну) звезду. Ее левая рука […] держит. [2 звезды] рядом внизу [основания т]рона изображены)36.
36. Weidner. Eine Beschreibung… S. 75‒76; Beaulieu, Frahm, Horowitz, Steele. The Cuneiform Uranology Texts… P. 23, 26, Section 10.
27 Данное описание позволяет выделить следующие четыре элемента фигуры созвездия: – ṣal-mu lu-bu-uš-tu, «фигура в одеянии»; – šu zag, «правая рука»; – šu gub3, «левая рука»; – gišgu.za, «трон»37.
37. В издании Beaulieu, Frahm, Horowitz, Steele. The Cuneiform Uranology Texts… P. 23, 26. Section 10 выделены также k[ab-li gišG]U.ZA, «н[ожки ст]ула».
28 В целом они соответствую изображениям Гулы, сидящей на троне, которые мы находим на печатях и на кудурру.
29

Созвездие muluz3

30 Название созвездия muluz3, «Коза» встречается впервые в административном тексте из Дрехема (древний Пузриш-Даган), датируемом восьмым годом правления урского царя Амар-Зуэна (2045–2037 гг. до н. э.). Созвездие Коза, очевидно, уже было известно в Месопотамии в эпоху III династии Ура38.
38. Куртик Г. Е. Названия созвездий в месопотамских источниках первой половины II тыс. до н. э. и проблема происхождения созвездий // Вестник древней истории. 2017. Т. 77. № 4. С. 822–823.
31 Название muluz3 содержится также в самом раннем одноязычном шумерском списке звезд из Ниппура, датируемом эпохой Самсу-илуны (1749– 1712 гг. до н. э.), и в так называемых старовавилонских одноязычных списках звезд39. Тем же периодом датируется аккадский эквивалент названия in-zu-um в списке богов-созвездий в так называемой «Молитве ночным богам»40.
39. Транслитерации текстов см.: The Series HAR-ra = hubullu. Tablets XX–XXIV / E. Reiner, M. Civil (eds.). Roma: Gregorian & Biblical Press, 1974 . P. 107–108, 136, 143 (Materials for the Sumerian Lexicon. Vol. 11); Horowitz, W. Some Thoughts on Sumerian Star-Names and Sumerian Astronomy / Y. Sefati et al. (eds.). An Experienced Scribe Who Neglects Nothing. Ancient Near Eastern Studies in Honor of Jacob Klein. Bethesda: CDL Press, 2005. P. 165–170; Куртик. Названия созвездий… C. 824.

40. Horowitz, W. Astral Tablets in the Hermitage, Saint Petersburg // Zeitschrift für Assyriologie. 2000. Bd. 90. P. 196:19; Куртик. Названия созвездий… C. 827.
32 Ничего удивительно нет в том, что в области Лиры, содержащей ряд ярких звезд, в том числе Вегу, вторую по яркости звезду северного неба, было выделено созвездие, которое вошло в самый ранний известный список звезд. Происхождение названия muluz3, «Коза», однако, остается нераскрытым. Если позабыть о том, что нам известно об этом созвездии из более поздних текстов, можно предположить, что исходно фигурой созвездия было изображение козы.
33 Созвездие Коза в более поздних текстах. Обозначение muluz3 встречалось во многих текстов II–I тыс. до н. э., содержащих названия созвездий.
34 В числе этих текстов: – лексическая двуязычная серия Urra XXII, содержавшая тождество: muluz3 = en-zu, «Коза = коза»41; – «Астролябия Б», о которой шла речь выше, и все последующие версии «астролябий»; – тексты астрологической серии EAE; предсказания, связанные с muluz3, касались в основном благополучия скота42; – новоассирийский трактат MUL.APIN, датируемый ориентировочно 1000 г. до н. э., содержал названия muluz3 во всех разделах, посвященных звездам43; – письма и рапорты ученых ассирийским царям, датируемые VII в. до н. э.44; в одном из рапортов приведена глосса muluz3 = mu-ul u2-za, фиксирующая произношение названия созвездия45; – «Большой список звезд»46 и «Список звезд и божеств»47 новоассирийского времени содержали помимо названий созвездий краткие астрологические и мифологические пояснения, связанные с созвездиями; – списки ziqpu-звезд, о которых шла речь выше; 26 звезд или групп звезд из числа звезд Энлиля, которые образовывали замкнутый круговой пояс на небе; созвездие muluz3 помещалось в них на седьмом месте48; – так называемый gu-текст49 (VII–V вв. до н. э.) – список уравниваний звезд (по три звезды в каждом уравнивании), имевших приблизительно равные прямые восхождения50; – так называемый dal.ba.an.na-текст (поздневавилонский период) – сложный, не до конца изученный список звезд, в котором находим как уравнивания звезд по прямому восхождению (?), так и, по-видимому, оценки расстояний между отдельными звездами, выраженные в единицах dal.ba.an.na, что означает буквально «интервал, промежуток»51.
41. Bloch, Y., Horowitz, W. URA= ḪUBULLU XXII: The Standard Recension // Journal of Cuneiform Studies. 2015. Vol. 67. P. 109:306′.

42. Современный обзор – история, структура и содержание этой серии см. в: Fincke, J. C. The Oldest Mesopotamian Astronomical Treatise: enūma anu Enlil // Divination as Science: A Workshop Conducted during the 60th Rencontre Assyriologique Internationale, Warsaw, 2014. / J. C. Fincke (ed.). Winona Lake, IN: Eisenbrauns, 2016. P. 107–146.

43. Hunger, Pingree. MUL.APIN…; Watson, R., Horowitz, W. Writing Science before the Greeks. A Naturalistic Analysis of the Babylonian Astronomical Treatise MUL.APIN. Leiden; Boston: Brill, 2011; Hunger, H., Steele, J. The Babylonian Astronomical Compendium MUL. APIN. London; New York: Routledge, 2018.

44. Parpola, S. Letters from Assyrian and Babylonian Scholars. Helsinki: Helsinki University Press, 1993; Hunger, H. Astrological Reports to Assyrian Kings. Helsinki: Helsinki University Press, 1992.

45. Hunger. Astrological Reports… Текст No. 74:1.

46. Koch-Westenholz, U. Mesopotamian Astrology. Copenhagen: Museum Tusculanum Press; University of Copenhagen, 1995. App. B:212.

47. Современное издание транскрипции текста и перевод на английский см.: Wee, J. Z. A Late Babylonian Astral Commentary on Marduk’s Address to the Demons // Journal of Near Eastern Studies. 2016. Vol. 75. No. 1. P. 161–166.

48. Самые ранние относятся к среднеассирийскому времени (конец II – начало I тыс. до н. э.), самые поздние – к селевкидскому времени, см.: Hunger, H., Pingree, D. Astral Sciences in Mesopotamia. Leiden; Boston; Köln: Brill, 1999. P. 84–90; Horowitz, W. Two New Ziqpu-Star Texts and Stellar Circles // Journal of Cuneiform Studies. 1994. Vol. 46. P. 89–98; Horowitz, al-Rawi. Tablets from the Sippar…; Куртик. Звездное небо древней Месопотамии… z11; Roughton, N. A., Steele, J. M., Walker, C. B. F. A Late Babylonian Normal and Ziqpu Star Text // Archive for History of Exact Sciences. 2004. Vol. 58. P. 537–572; Schaumberger. Die Ziqpu-Gestirne… S. 220.

49. gu = qû(m), букв. «нитка, (тонкая) веревка».

50. Это были звезды на большом круге, проходящем через полюсы небесной сферы, см.: Pingree, D., Walker, C. A Babylonian Star-Catalogue: BM 78161 // A Scientific Humanist: Studies in Memory of Abraham Sachs / E. Leichty et al. (eds.). Philadelphia: University Museum, 1988. P. 313–322; Koch, J. Der Sternenkatalog BM 78161 // Die Welt des Orients. 1992. Bd. 23. S. 39– 67; Hunger, Pingree. Astral Sciences in Mesopotamia… P. 90–100.

51. Walker, Ch. The Dalbanna Text: A Mesopotamian Star-List // Die Welt des Orients. 1995. Bd. 26. S. 27–42; Koch, J. Der Sternenkatalog BM 78161 // Die Welt des Orients. 1992. Bd. 23. S. 39–67; Hunger, Pingree. Astral Sciences in Mesopotamia… P. 100–111.
35

Рис. 3. Гула и ее собака на кудурру времен Навуходоносора I (1126–1105 гг. до н. э.) (прорисовка по: King. Babylonian Boundary Stones… Pl. 9, см. также Kurtik. muluz3, mul dGula, and the Early History… Fig. 1)

36

Рис. 4. Поклонение собаке и звезде (оттиск печати из Ашшура) (Ornan. The Goddess Gula and Her Dog… Fig. 6)

37 Все перечисленные источники относятся ко II–I тыс. до н. э. Название muluz3 в них обозначало созвездие в области современной Лиры или самую яркую звезду в этом созвездии – Вегу.
38 Анализ перечисленных текстов показывает, что созвездие muluz3 играло очень важную роль в звездной астрономии древней Месопотамии. Это объясняется, очевидно, его особым положением на небесной сфере. Оно входило в ядро системы и привлекалось наряду с другими созвездиями всякий раз, когда требовалось тем или иным способом – филологически или астрономически – представить звездное небо как целое.
39 Созвездия Коза и отдельные звезды. muluz3 использовалось также в текстах, оперировавших отдельными звездами и частями созвездий. Самый ранний пример находим в каталоге MUL.APIN (I i 24), где помимо названия muluz3, обозначавшего созвездие как целое, приведено также название самой яркой звезды в нем: MUL ne2-bu-u2 ša2 muluz3, «блестящая звезда (в созвездии) Коза» (= α Lyrae), а также имя связанного с ней божества: dLAMMA SUKKAL dBa-U2, «Ламма, посланник Бау» (I i 26)52.
52. Hunger, Pingree. MUL.APIN… P. 25, 26
40 Несколько таких названий содержится также в gu- и dal.ba.an.na-текстах. Они напоминают описания положений звезд в созвездиях, принятые в «Альмагесте» в каталоге Птолемея. Такого рода описания были понятны тому, кто хорошо представлял фигуру созвездия и ее положение относительно звезд.
41 В них мы встречаем следующие описания, характеризующие положения отдельных звезд на фигуре созвездия muluz3: – mul e-du ša2 kin-ṣi muluz3, «отдельная звезда на голени Козы», см. gu-текст (S); – mulzubi ša2 muluz3, «посох(?) Козы»53, см. gu-текст (Т); – mulgir3 uz3, «нога Козы», см. dbn-текст (§ m, w); – mulšu gub3 uz3, «левая рука Козы», см. dbn-текст (§ m, x).
53. Или какой-то другой предмет, имеющий кривизну.
42 Данные описания производят двойственное впечатление. С одной стороны, мы видим элементы, относящиеся как будто к фигуре козы (голень Козы, нога Козы), а с другой, – налицо признаки антропоморфности (посох Козы, левая (а стало быть, имеется и правая!) рука Козы). Неясно, как согласуются эти описания с приведенным выше описанием Гулы, восседающей на троне. В данном случае трон почему-то не упоминается. Не исключено, что в этих описаниях сошлись две традиции представлять фигуру созвездия muluz3 – более ранняя, связанная с enzu (коза), и более поздняя, связанная с Гулой.
43 Кроме того, если допустить, что созвездие Коза мыслилось авторами текстов как антропоморфная фигура, у которой имелись нога, голень, две руки и предмет, определяемый знаком zubi (= gam3), возможно, посох с круглой ручкой, то придется сделать вывод, что фигура muluz3 не походила на козу, как это следует из названия. Эта особенность отделяет muluz3 от большинства других месопотамских созвездий, имеющих животные названия, у которых название созвездия соответствовало его фигуре54.
54. Сказанное относится к созвездиям: mulal.lul, «Краб», mulgir2.tab, «Скорпион», mulgu4.an.na, «Небесный Бык», mullu.lim, «Олень», mulsim.maḫ, «Ласточка», mulsuḫur.maš2 ku6, «Коза-Рыба», mulšaḫ, «Свинья», mulugamušen, «Ворон», mulur.gi7, «Пес», mulur.gu.la, «Лев», mulur.idim, «Бешеный Пес». См. соответствующие статьи в: Куртик. Звездное небо древней Месопотамии…
44

Созвездия как божества

45 Со старовавилонского времени созвездия в Месопотамии почитались как божества55. В «Молитвах к ночным богам» и в других религиозных и предсказательных текстах, относящихся ко II–I тыс. до н. э., засвидетельствованы молитвенные обращения к созвездиям и отдельным звездам. Названия звезд, например muluz3 = in-zu-um в старовавилонских текстах, представляли одновременно имена богов. В более поздних текстах созвездие Коза характеризуется также как божество, например, muluz3 = be-let bi-ri, «Коза = госпожа предсказательства» в «Списке звезд и божеств»56. Созвездие muluz3 характеризуется также как bārât AN-e, «тот, кто наблюдает за небесами» в списке молитв к астральным богиням, произносимых в храме Эсагила в пятый день новогоднего праздника57.
55. Возможно, это имело место уже в III тыс. до н. э. В лексических текстах из Эблы встречается комбинация из четырех знаков AN, одно из возможных прочтений – dmul, букв. «божество-звезда», см.: Pettinato, G. Testi lessicali bilingui della biblioteca. L. 2769. Parte I: Translitterazione dei testi e ricostruzione del VE. Napoli: Instituto universitario orientale, 1982. VE 791.

56. Wee. A Late Babylonian Astral Commentary… P. 162:53.

57. Linssen, M. J. H. The Cults of Uruk and Babylon. The Temple Ritual Texts as Evidence for Hellenistic Cult Practices. Leiden; Boston: Brill; Styx, 2004. P. 221:327; Westenholz. Plethora of Female Deities… P. 123.
46 Сказанное, однако, не исчерпывает всей сложности восприятия созвездий как богов в Месопотамии. По неясной причине названия созвездий не включались в списки богов. Кроме того, со второй половины – конца II тыс. до н. э., помимо названий созвездий, получили распространение также имена богов, дополнительно отождествляемые с каждым созвездием. Некоторые из них использовались позднее как названия созвездий. Казалось бы, если muluz3 – божество, зачем нужно еще одно божество, контролирующее то же созвездие? Ответа на этот вопрос у нас нет. Можно только констатировать, что соответствия «созвездие (или звезда) – божество» получили широкое распространение в месопотамской астрономии с конца II тыс. до н. э. и позднее.
47 В каталоге MUL.APIN содержится более 50 таких отождествлений58. Некоторые из них присутствуют уже в «Астролябии Б» (в менологии и в каталоге звезд)59. Что касается более раннего периода, ситуация неясна. В явном виде такого рода отождествления в текстах старовавилонского периода не встречаются. Однако есть один пример, касающийся созвездия mulka5.a, «Лиса» (астеризм в Большой Медведице). Название содержится в списке звезд, датируемом первой половиной II тыс. до н. э., а связанное с ним божество dErra – в старовавилонской «Молитве к ночным богам»60. По-видимому, мы здесь имеем дело с тождеством mulka5.a – dErra, представленном в MUL.APIN (I i 17), хотя оно и не выписано явным образом. Можно ли на этом основании заключить, что и другие тождества «созвездие – божество», известные нам по более поздним текстам, уже были известны в старовавилонский период? Нам кажется, что такой вывод мы делать не вправе. Нет оснований предполагать, что отождествления «созвездие – божество», принятые в «Астролябии Б» и в MUL.APIN, были уже известны в старовавилонский период.
58. Hunger, Pingree. MUL.APIN…

59. Horowitz. The Three Stars Each… P. 33–39.

60. Куртик. Звездное небо древней Месопотамии… е20, k06; The Series HAR-ra = hubullu. Tablets XX–XXIV… P. 137. Forrer. 2. Rev. ii 8; Horowitz. Astral Tablets in the Hermitage… P. 196:16.
48 Таким образом, вероятно, божества, связанные с созвездиями в «Астролябии Б» и в MUL.APIN, приобрели астральное значение не ранее конца II тыс. до н. э., и среди них d Gula, как это следует из данных лексической серии Urra из Эмара (XIII в. до н. э.) и «Астролябии Б» (XII в. до н. э.).
49

Созвездие Пес

50 Имя mulur.gi7, «Пес», встречается впервые в старовавилонских списках звезд61. Очевидно, это созвездие уже было известно в указанный период. Косвенные указания на mulur.gi7 содержится также в так называемом «Шумерском царском списке», восходящем к староаккадскому времени. В нем мы встречаем царское имя ka3-li2-bu-um, напоминающее аккадское kalbu(m) (собака), возможно, связанное с созвездием Пес. Если это верно, можно предположить, что созвездие Пес уже существовало на месопотамском небе в конце III тыс. до н. э.62 Название mulur.gi7 отсутствует в ранней версии серии Urra из Эмара, однако в так называемой «standard recension of Urra XXII» мы встречаем тождество: mulur.gi7 = kal-bi63. В серии EAE не содержится предсказаний, связанных с mulur.gi7. В MUL.APIN название присутствует в большинстве разделов, связанных со звездами64. В dal.ba.an.na- и других текстах упоминаются части фигуры этого созвездия (голова, пасть, язык, грудь, зад, хвост и др.)65. В новоассирийском тексте VAT 9428, уже цитированном выше, приводится описания фигуры созвездия mulur.gi7 относительно звезд в виде сидящей собаки, обращенной к Гуле66. Давно установлено, что созвездие mulur.gi7 располагалось на небе в пределах современного Геркулеса в непосредственной близости от Лиры67, в которой находилось месопотамское созвездие Коза, связанное с Гулой.
61. Horowitz. Some Thoughts on Sumerian Star-Names… P. 167–168; Куртик. Звездное небо древней Месопотамии… u19.

62. Hallo, W. W. Beginning and End of the Sumerian King List in the Nippur Recension // Journal of Cuneiform Studies. 1963. Vol. 17. P. 52; Horowitz. Some Thoughts on Sumerian StarNames… P. 173. No. 42 и др.

63. Bloch, Horowitz. URA= ḪUBULLU XXII: The Standard Recension… P. 107:288′.

64. Hunger, Pingree. MUL.APIN…

65. Полный список частей этого созвездия, упоминаемых в текстах, см. Куртик. Звездное небо древней Месопотамии… u19, V.

66. Weidner. Eine Beschreibung des Sternenhimmels... S. 77.

67. Куртик. Звездное небо древней Месопотамии… u19, IV‒V.
51 Сопоставим изображения Гулы и ее собаки, как они представлены на кудурру, с данными астрономических текстов, характеризующих относительное положение этих созвездий. На кудурру Гула и ее собака изображены в тесной близости. Однако на небе обе фигуры разнесены – Гула находилась на территории Лиры, ее собака – в Геркулесе. В MUL.APIN о созвездии mulur.gi7 сказано: MUL ša2 ina IGI mulUZ3 GUB-zu, «звезда, которая стоит впереди Козы» (I i 25). Это означает, что при суточном обращении небесной сферы созвездие Пес появлялось на востоке раньше созвездия Козы. Даты гелиакических восходов двух созвездий расходятся на 30 дней, согласно MUL.APIN (I iii 2, 4). Это весьма значительный промежуток.
52 На кудурру Гула и ее пес смотрят всегда в одну сторону. Однако в тексте VAT 9428 r. 10 сказано: mulUR.GI7 kal-bu ša2 ina UGU ur-ki-ti-šu2 iṣ-[ru IGI-šu2 anad]gu-la šak-nu, «[Созвездие] Пес: собака, [которая сидящей] на своем заду изоб[ражена, ее морда к] Гуле обращена»68. Если интерпретация этого поврежденного фрагмента верна, придется заключить, что на небе имела место другая ситуация: собака была повернута мордой к Гуле.
68. Weidner. Eine Beschreibung des Sternenhimmels... S. 77.
53 Почитание собаки как божества в Месопотамии имело длинную историю, уходящую корнями в III тыс. до н. э. Самые ранние свидетельства восходят, по-видимому, к староаккадскому периоду69. В городе Исине существовал храм, посвященный Нинисине, так называемый e2.ur.gi7.ra, «храм собаки», перестроенный Эллилем-бани (1860‒1837 гг. до н. э.), царем из I династии Исина70. Связь между собакой и Нинисиной надежно засвидетельствована для эпохи I династии Исина и в старовавилонский период71. Сам факт выделения созвездия Пса свидетельствует об огромном значении, которое придавалось его культу. Труднее определить, когда именно собака стала священным животным Гулы. На старовавилонских печатях встречаем изображения сидящей собаки рядом с фигурой стоящей богини. Возможно, это Нинисина, отождествляемая с Гулой72. Самое раннее несомненное свидетельство того, что собака считалась священным животным Гулы, мы находим только на кудурру.
69. Ornan. The Goddess Gula… P. 13.

70. George. House Most High… P. 156. No. 1182; Livingstone, A. The Isin ‘Dog House’ Revisited // Journal of Cuneiform Studies. 1988. Vol. 40. P. 54–60.

71. Ornan. The Goddess Gula… P. 14; Livingstone. The Isin ‘Dog House’…

72. См. изображения на печатях в: Braun-Holzinger, E. A. Altbabylonische Götter und ihre Symbole // Baghdader Mitteilungen. 1996. Bd. 27. No. 1045. P. 235–359; Collon, D. Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum: Cylinder Seals III. Isin-Larsa and the Old Babylonian Periods. London: British Museum, 1986. No. 371.
54

Заключительные замечания

55 Данные источников позволяют нарисовать следующую картину событий, связанных с Гулой как астральной богиней. Исходно Гула не имела никаких астральных признаков. Ее роль месопотамской богини-целительницы надежно засвидетельствована для эпохи III династии Ура и более позднего времени. В конце III тыс. до н. э. и в старовавилонский период значение Гулы как богини врачевания возросло. Она почиталась во многих городах древней Месопотамии под разными именами. Ее культ оказал влияние на культы других местных богинь врачевания, среди которых особенно важны Нинисина (Исин), Нинкаррак, Нинтинуга (Ниппур) и Бау (Гирсу или Лагаш). Со временем эти богини стали отождествляться с Гулой полностью или частично. Можно полагать, что собака, священное животное Гулы, изображение которой мы находим на кудурру и новоассирийских печатях, первоначально принадлежала Нинисине.
56 Астральное значение Гулы засвидетельствовано впервые в лексической серии Urra из Эмара (XIII в. до н. э.), а ее связь с созвездием muluz3, «Коза», – в «Астролябии Б» (XXII в. до н. э.). Эти данные соответствуют тому периоду в истории звездной астрономии древней Месопотамии, когда названия созвездий, известных по источникам старовавилонского времени, стали отождествляться дополнительно с божествами. Полный список такого рода отождествлений «созвездие – божество» мы находим в трактате MUL.APIN. Именно в этот период Гула приобрела астральное значение и была связана с созвездием Коза. Астральное значение Гулы зафиксировано также в текстах заклинаний и на печатях новоассирийского времени. До нас дошло и описание Гулы как созвездия в новоассирийском тексте VAT 9428. В целом оно соответствует изображениям Гулы на кудурру и на печатях – женская фигура в одеянии, восседающая на троне.
57 Загадочным остается вопрос о фигуре созвездия muluz3, «Коза». Это древнее созвездие исходно мыслилось как изображение козы, что согласуется с общей месопотамской традицией – созвездия с названиями животных имели фигуры, соответствующие их названиям. Созвездие Коза, однако, является исключением. Его фигура, как она реконструируется на основе текстов новоассирийского времени, была антропоморфной. Каким образом могло возникнуть это несоответствие? Здесь сказалось, по-видимому, отождествление Козы с Гулой: Гула не только сама мыслилась как созвездие, но и оказала влияние на представления, связанные с фигурой muluz3.
58 Последний вопрос, который нам предстоит рассмотреть, касается обстоятельств отождествления Гулы с Козой. Коза (= Лира) и Пес (= Геркулес), два близкорасположенных на небе созвездия, были выделены на месопотамском небе уже, по-видимому, в конце III тыс. до н. э. Исходно Коза не отождествлялась с Гулой, а созвездие Пес, расположенное достаточно близко от Козы, считалось священным животным Нинисины, слившейся с Гулой в старовавилонский период. Таким образом, Гула оказалась связана с созвездием Пес в период, когда она сама еще созвездием не считалась. Позднее, во второй половине – конце II тыс. до н. э., когда происходило формирование тождеств «созвездие – божество», Гула была связана с Козой и таким образом на месопотамском небе возникла пара созвездий Гула – Пес, хорошо известная по изображениям на печатях и на кудурру.
59 Прорисовки печатей и изображения на кудурру на иллюстрациях 1–3 сделаны художником А. Н. Куртик.

References

1. Arnaud, D. (1987) Recherches au pays ďAštata: EMAR VI/4. Textes de la bibliothèque: trancriptions et traductions. Paris: Editions recherche sur les civilisations.

2. Beaulieu, P.-A., Frahm, E., Horowitz, W., and Steele, J. (2018) The Cuneiform Uranology Texts: Drawing the Constellations. Philadelphia: American Philosophical Society.

3. Bloch, Y., and Horowitz, W. (2015) URA= ḪUBULLU XXII: The Standard Recension, Journal of Cuneiform Studies, vol. 67, pp. 71–125.

4. Böck, B. (2014) The Healing Goddess Gula. Leiden and Boston: Brill.

5. Braun-Holzinger, E. A. (1996) Altbabylonische Götter und ihre Symbole, Baghdader Mitteilungen, vol. 27, no. 1045, pp. 235–359.

6. Collon, D. (1986) Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum: Cylinder Seals III. Isin-Larsa and the Old Babylonian Periods. London: British Museum.

7. Collon, D. (1994) Neo-Assyrian Gula in the British Museum, in: Dietrich, M., and Loretz, O. (eds.) Beschreiben und Deuten in der Archäologie des Alten Orients: Festschrift für Ruth Mayer-Opificius. Münster: Ugarit-Verlag, pp. 43–48.

8. Collon, D. (2001) Catalogue of the Western Asiatic Seals in the British Museum: Cylinder Seals V. Neo-Assyrian and Neo-Babylonian Periods. London: British Museum Press.

9. Ebeling, E. (1928) Ba’u, Reallеxikon Assyriologie, vol. 1, pp. 432–433.

10. Ebeling, E. (1953) Die akkadische Gebetsserie “Handerhebung”. Berlin: Akademie-Verlag.

11. Edzard, D. O. (2000) Nin-Isina, Reallexikon der Assyriologie, vol. 9, no. 5/6, pp. 387–388.

12. Edzard, D. O. (2000) Nin-tin-uga, Reallexikon der Assyriologie, vol. 9, no. 5/6, p. 506.

13. Fincke, J. C. (2016) The Oldest Mesopotamian Astronomical Treatise: enūma anu Enlil, in: Fincke, J. C. (ed.) Divination as Science: A Workshop Conducted during the 60th Rencontre Assyriologique Internationale, Warsaw, 2014. Winona Lake, IN: Eisenbrauns, pp. 107–146.

14. Frankena, R. (1971) Gula, Reallexikon der Assyriologie, vol. 3, pp. 965–967.

15. George, A. R. (1993) House Most High: The Temples of Ancient Mesopotamia. Winona Lake, IN: Eisenbrauns.

16. Hallo, W. W. (1963) Beginning and End of the Sumerian King List in the Nippur Recension, Journal of Cuneiform Studies, vol. 17, pp. 52–58.

17. Horowitz, W. (1994) Two New Ziqpu-Star Texts and Stellar Circles, Journal of Cuneiform Studies, vol. 46, pp. 89–98.

18. Horowitz, W. (2000) Astral Tablets in the Hermitage, Saint Petersburg, Zeitschrift für Assyriologie, vol. 90, pp. 194–206.

19. Horowitz, W. (2005) Some Thoughts on Sumerian Star-Names and Sumerian Astronomy, in: Sefati, Y. et al. (eds.), in: An Experienced Scribe Who Neglects Nothing. Ancient Near Eastern Studies in Honor of Jacob Klein. Bethesda: CDL Press, pp. 163–178.

20. Horowitz, W. (2014) The Three Stars Each: The Astrolabes and Related Texts. Wien: Institut für Orientalistik der Universität Wien.

21. Horowitz, W., and al-Rawi, F. N. H. (2001) Tablets from the Sippar Library IX. A Ziqpu-Star Planisphere, Iraq, vol. 63, pp. 171–181.

22. Hunger, H. (1992) Astrological Reports to Assyrian Kings. Helsinki: Helsinki University Press.

23. Hunger, H., and Pingree, D. (1989) MUL.APIN: An Astronomical Compendium in Cuneiform. Horn: Verlag Ferdinand Berger and Soehne.

24. Hunger, H., and Pingree, D. (1999) Astral Sciences in Mesopotamia. Leiden, Boston and Köln: Brill.

25. Hunger, H., and Steele, J. (2018) The Babylonian Astronomical Compendium MUL.APIN. London and New York: Routledge.

26. King, L. W. (1896) Babylonian Magic and Sorcery. London: Luzac and Co.

27. King, L. W. (1912) Babylonian Boundary Stones. London: British Museum.

28. Koch, J. (1992) Der Sternenkatalog BM 78161, Die Welt des Orients, vol. 23, pp. 39–67.

29. Koch, J. (1995) Der Dalbanna-Sternenkatalog, Die Welt des Orients, vol. 26, pp. 43–85.

30. Koch-Westenholz, U. (1995) Mesopotamian Astrology. Copenhagen: Museum Tusculanum Press and the University of Copenhagen.

31. Kraus, F. R. (1951) Nippur und Isin nach altbabylonischen Rechtsurkunden, Journal of Cuneiform Studies, vol. 3, no. 1, pp. iii–228.

32. Krebernik, M. (1986) Die Götterlisten aus Fara, Zeitschrift für Assyriologie, vol. 76, no. 2, pp. 161–204.

33. Kurtik, G. E. (2007) Zvezdnoe nebo drevnei Mesopotamii [The Stellar Sky of Ancient Mesopotamia]. Sankt-Peterburg: Aleteiia.

34. Kurtik, G. E. (2017) Nazvaniia sozvezdii v mesopotamskikh istochnikakh pervoi poloviny II tys. do n. e. i problema proiskhozhdeniia sozvezdii [Constellation Names in Mesopotamian Sources from the First Half of the Second Millennium BC and the Problem of the Origin of Constellations], Vestnik drevney istorii, vol. 77, no. 4, pp. 821–839.

35. Kurtik, G. E. (2019) muluz3, mul dGula, and the Early History of Mesopotamian Constellations, Journal for the History of Astronomy, vol. 50, no. 3, pp. 339–359.

36. Lambert, W. G. (1967) The Gula Hymn of Bulluṭsa-rabi, Orientalia, vol. 36, no. 2, pp. 105–132.

37. Linssen, M. J. H. (2004) The Cults of Uruk and Babylon. The Temple Ritual Texts as Evidence for Hellenistic Cult Practises. Leiden and Boston: Brill and Styx.

38. Litke, R. L. (1998) A Reconstruction of the Assyro-Babylonian God-Lists, AN:d A-nu-um and AN: Anu ša2 amēli. New Haven: Yale Babylonian Collection.

39. Livingstone, A. (1988) The Isin ‘Dog House’ Revisited, Journal of Cuneiform Studies, vol. 40, pp. 54–60.

40. Mander, P. (1986) Il pantheon di Abū Sālabīkh. Neapel: Instituto universitario orientale.

41. Ornan, T. (2004) The Goddess Gula and Her Dog, Israel Museum Studies in Archaeology, vol. 3, pp. 13–30.

42. Parpola, S. (1993) Letters from Assyrian and Babylonian Scholars. Helsinki: Helsinki University Press.

43. Pettinato, G. (1982) Testi lessicali bilingui della biblioteca L. 2769. Parte I: Translitterazione dei testi e ricostruzione del VE, MEE 4. Napoli: Instituto universitario orientale.

44. Pingree, D., and Walker, C. (1988) A Babylonian Star-Catalogue: BM 78161, in: Leichty E. et al. (eds.) A Scientific Humanist: Studies in Memory of Abraham Sachs. Philadelphia: University Museum, pp. 313–322.

45. Reiner, E. (1995) Astral Magic in Babylonia. Philadelphia: The American Philosophical Society.

46. Reiner, E., and Civil, M. (eds.) (1974) The Series HAR-ra = hubullu. Tablets XX–XXIV. Roma: Gregorian & Biblical Press (Materials for the Sumerian Lexicon, vol. 11).

47. Roughton, N. A., Steele, J. M., and Walker, C. B. F. (2004) A Late Babylonian Normal and Ziqpu Star Text, Archive for History of Exact Sciences, vol. 58, pp. 537–572.

48. Sallaberger, W. (1993) Der kultische Kalender der Ur III-Zeit. Teil 1–2. Berlin and New York: Walter de Gruyter.

49. Schaumberger, J. (1952) Die Ziqpu-Gestirne nach neuen Keilschrifttexten, Zeitschrift für Orientforschung (N. F. 16), vol. 50, pp. 214–229.

50. Selz, G. (1995) Untersuchungen zur Götterwelt des altsumerischen Stadtstaates von Lagaš. Philadelphia: University of Pennsylvania Museum.

51. Steele, J. M. (2014) Late Babylonian ziqpu-star lists: Written or Remembered Traditions of Knowledge? in: Bawanypeck, D., and Imhausen, A. (eds.) Traditions of Written Knowledge in Ancient Egypt and Mesopotamia. Münster: Ugarit-Verlag, pp. 123–151.

52. Walker, Ch. (1995) The Dalbanna Text: A Mesopotamian Star-List, Die Welt des Orients, vol. 26, pp. 27–42.

53. Watanabe, K. (1999) Seals of Neo-Assyrian Officials, in: Watanabe, K. (ed.) Priests and Officials in the Ancient Near East. Heidelberg: Universitätsverlag C. Winter, pp. 313–366.

54. Watson, R., and Horowitz, W. (2011) Writing Science before the Greeks. A Naturalistic Analysis of the Babylonian Astronomical Treatise MUL.APIN. Leiden and Boston: Brill.

55. Wee, J. Z. (2016) A Late Babylonian Astral Commentary on Marduk’s Address to the Demons, Journal of Near Eastern Studies, vol. 75, no. 1, pp. 127–167.

56. Weidner, E. (1927) Eine Beschreibung des Sternenhimmels aus Assur, Archiv für Orientforschung, vol. 4, pp. 73–85.

57. Westenholz, J. G. (2010) Ninkarrak – An Akkadian Goddess in Sumerian Guise, in: Shehata, D., Weierhauser, F., and Zand, K. V. (eds.) Von Göttern und Menschen. Beiträge zu Literatur und Geschichte des Alten Orients. Festschrift für Brigitte Groneberg. Leiden and Boston: Brill, pp. 377–405.

58. Westenholz, J. G. (2013) Plethora of Female Deities, in: Asher-Greve, J. M., Westenholz, J. G. Goddesses in Context: On Divine Powers, Roles, Relationships and Gender in Mesopotamian Textual and Visual Sources. Fribourg: Academic Press Fribourg and Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, pp. 29–135.

Comments

No posts found

Write a review
Translate